Последняя из вышедших работ именитого испанского режиссера Карлоса Сауры в нетривиальном для неискушенного зрителя формате «рассказывает» об аргентинской фольклорной музыке и танце. Фильм объединяет на одной сцене выдающихся музыкантов, певцов и танцоров Аргентины.
Хайме Торрес, Габо Ферро, Соледад Пасторутти, Чакеньо Палавесино, Томас Липан, балеты «Коки и Пахарин Сааведра» и «Хувентуд пролонгада» — возможно, не слишком известные российскому зрителю артисты, но в Аргентине это звезды национальной величины. Впрочем, протагонистами фильма являются не они, а скорее традиционные музыка и танцы этой страны — замба, чакарера, чамаме, куэка, маламбо, копла, видала...
На первый взгляд, может показаться удивительным, что в этом длинном ряду нет танго. Что ж, иногда приходится рвать шаблоны, тем более что о танго Саура уже снял фильм в 1998 году.
В «Аргентине» сложно проследить единую сюжетную линию, каждое выступление — это отдельная история, которая, тем не менее, прекрасно вплетается в общий контекст. В фильме нет ни объясняющего голоса за кадром, ни хотя бы кратких комментариев специалистов. Мюзикл в чистом виде, как определил этот жанр сам Саура. Игра света, тени, звука, движений и цвета на фоне минималистических декораций. Этот авторский прием уже был ранее использован режиссером в работах «Севильянас» 1991 г., «Фламенко» 1995 г., «Фадо» 2007 г.
С первых минут картины зритель будто погружается в закулисье жизни артиста. Включаются прожекторы, ассистенты расставляют зеркала, и камера все ближе и ближе двигается к зрителю. И вот ты уже в самом фокусе, уже сам персонаж, герой, участник происходящего на экране.
Открывает фильм фортепианное произведение Карлоса Гуаставино «Танец», в исполнении Орасио Лавандера, молодого аргентинского пианиста, который, тем не менее, уже успел заслужить признание как в Аргентине, так и за ее пределами. Изящные движения рук пианиста — это все равно что танец, и зритель «слышит» этот танец. Через какое-то время на экране появляется балет Коки и Пахарина Сааведра. Они исполняют танец маламбо. Танцоры отстукивают ритм каблуками и ладонями, из музыкального сопровождения слышны лишь барабаны, но музыка как бы рождается из движений и зритель «видит» эту музыку. Весь фильм — это неразрывный симбиоз песни, музыки и танца.
Режиссер постоянно «обманывает» зрителя. Песни перетекают в танцы, а танцы оборачиваются песнями. На экране — Педро Аснар, звучит пронзительная «Видала для моей тени» (тексты песен, к слову, это отдельное удовольствие для знающих испанский язык). Вообще, видала — это песенный жанр, который не сопровождается танцем, однако под эти звуки зритель вскоре видит потрясающий авторский танец одного из ведущих солистов балета Коки и Пахарина Сааведра. Перед нами оживает тень, движения танцора напоминают какое-то боевое искусство. И вот протагонистом является уже не певец, который транслируется на экране позади танцора, а исполнитель. «Тень» и «хозяин» меняются местами.
В испаноязычном прокате фильм Сауры вышел под названием «Зонда: аргентинский фольклор» («Zonda: folclore argentino»). Зонда — это горячий северный ветер, дующий с гор и навевающий на человека тревожное настроение. Видимо, этот горячий северный ветер и явился одним из источников вдохновения для режиссера и для артистов, чьи произведения вошли в картину. Фильм Карлоса Сауры — это не застывшая энциклопедия аргентинского фольклора, режиссер отбирал произведения в основном исходя из личных впечатлений. Зрителю представлен «живой» как ветер, волнующий фольклор с глубокой и давней традицией, но при этом он удивительно современный и развивается в настоящем, что придает картине особую ценность.
Последний шанс посмотреть:
Центр документального кино (Москва, Зубовский бульвар, д. 2)
- 06 ЯНВАРЯ (СР) 13:00
- 08 ЯНВАРЯ (ПТ) 12:30
Изучала подробности съемочного процесса Анастасия Переведенцева.