Знаменитая сцена знаменитой книги ожила на открытии Олимпийских игр в Сочи. Солисты русского балета и другие успешные российские танцоры инсценировали первый бал Наташи Ростовой из романа «Война и мир». Одна из участниц бала — Анна Панова — приоткрыла для нас закулисье и рассказала, каково это — участвовать в столь масштабной постановке.
«Я участвовала в двух блоках: «Голоса России» и «Имперская Россия. Первый бал Наташи Ростовой». В первом блоке я участвовала в качестве массовки, второй сегмент был полностью танцевальным. Все ждали от нас номера в современных стилях хип-хоп или эстрада, но нам посчастливилось участвовать именно в этом номере. В нем было собрано самое лучшее: «Война и Мир» Льва Толстого, первый бал Наташи Ростовой, шикарной красоты вальс того времени, костюмы, русский балет, классическая музыка и история тяжелой судьбы российского народа. Это был по-настоящему самый красивый и трогательный эпизод церемонии открытия, который вызвал слезы практически у всех. Наш блок, был, пожалуй, самый звездный: мы вышли на одну сцену со Светланой Захаровой, Владимиром Викторовичем Васильевым, Данилой Корсунцевым, Иваном Васильевым и Александром Петуховым».
Анна Панова — хореограф и танцор Федерации уличного танца M.A.F.I.A (г. Тюмень), финалистка проекта «Территория танца на ТНТ», хореограф проекта «Танцевальная лихорадка в сети», победительница «Всероссийской студенческой весны-2013», один из организаторов проекта Всероссийский фестиваль по хип-хопу «Танцы Улиц», баттла для начинающих танцоров «Check your dance».
«Все началось с кастинга в Тюмени, на который я и моя команда попали в конце ноября. И уже в начале декабря мы улетели в Краснодар, где провели две недели. За это время наши хореографы Раду Поклитару и Александр Лещенко полностью сделали 13-минутную постановку. Мы были первым кастом, который закончил свой номер. С чистой совестью мы улетели домой встречать Новый год, но уже 5 января снова были в Сочи. Мы репетировали в больших тентах, размер которых был равен размеру оригинальной сцены, на стадионе «Фишт». Очень удобно. Мы сразу начали учить свои позиции и координаты и, придя в первый день на стадион, с легкостью провели свою репетицию. Никто не потерялся в пространстве. Хотя масштабы стадиона потрясают! По ночам мы не репетировали. Я думаю, что, прежде всего, это говорит о хорошей организации процесса. Одновременно в нескольких тентах репетировали разные сегменты церемонии. Никто никому не мешал. У каждого блока были свои хореографы, которые точно знали цели и задачи. Я даже не знаю, когда нам шили костюмы, примерка была всего одна, и та — примерно за неделю до выступления».
Большая часть артистов, участвовавших в церемонии открытия, это Союз танцевального спорта России. Делегация от Тюмени составила примерно 90 человек — в том числе и танцоры титулованной команды формейшн «Вера», студенты ТГАКИСТА и команда Анны.
«Партнеров мы выбирали сами. Нашей делегации повезло — с нами приехало очень много мальчиков. Поэтому, как только дали команду найти партнера, мы с легкостью выбрали пару из своего города. Так проще работать. Человек, который приехал вместе с тобой представлять ваш родной город, не мог подвести на репетиции. Мы с моим партнером ни разу не пропустили тренировку. Мы осознавали, что каждый день хореографы могли вносить изменения. И если пары не было не репетиции — на следующий день было очень сложно сориентироваться на такой огромной площадке в окружении большого количества человек».
Репетиции проходили каждый день, примерно по 8 часов, иногда случались выходные. За танцорами внимательно следили и не забывали кормить.
«Питание было обычное — вкусная домашняя еда в столовой на территории нашего гостиничного комплекса. Кормили нас три раза в день, так что нам хватало. Но не было какого-то особого рациона. Танцоры ведь сами умеют контролировать свое питание. Кто-то не ел булочки, кто-то уделял внимание молочным продуктам и т.д.».
Что касается болельщиков, нельзя не сказать про их гостеприимство и доброту на стадионе «Фишт». Они приветствовали каждую команду в равной степени, выражая свое уважение каждой стране. Когда появилась наша сборная — стадион хлопал стоя и скандировал «Россия! Россия!»
«Находясь на сцене, я испытывала чувство гордости за свою страну, свою историю и своих спортсменов. Не обошлось и без слез радости от того, что такой шанс выпал именно мне и моей команде. Мы понимали, что такое бывает раз в жизни, поэтому все 13 минут постановки мы жили на сцене, стараясь запомнить и прочувствовать каждую секунду. Мы действительно смогли перевоплотиться и передать настроение той эпохи. Это чувство невозможно передать словами, когда на тебя смотрят с замиранием сердца десятки тысяч человек».
Организовать большое количество танцоров в синхронную картину непросто. Но хореографам помогали современные технологии: у каждого танцора были наушники.
«Весь звук и голос хореографа на репетициях подавался напрямую в наушник. Это самое удобное изобретение для работы с таким количеством танцоров. Хореографам не нужно орать через всю сцену и срывать себе голос, танцорам не нужно все время оборачиваться, вставать на цыпочки и искать, откуда же идет голос наших наставников. На церемонии открытия каждый сегмент был настроен на свою FM волну. Плюс в том, что звук идет чистый: без эха, шумов, криков зрителей. Мы слышали музыку так, как слышим ее обычно в своих плеерах. Но помимо музыки с нами разговаривали режиссеры нашего блока и наши любимые хореографы. Вы не представляете, как было приятно слышать их тембр голоса в самый ответственный момент. На протяжении всего номера мы получали какие-то комментарии. Где-то нужно было быстрее бежать, где-то подровнять линии».
Из режиссерской будки хореографам было хорошо видно все рисунки, свет и проекцию. Поэтому они моментально могли координировать танцоров и сообщать им об ошибках.
«Я никогда не работала с таким количеством танцоров одновременно. Можете представить, какой шум стоял поначалу. Мы привыкали друг к другу первые две недели в Краснодаре. Привыкали, что у нас не 4-5 линий, а в два раза больше. Сначала недоумевала, как вообще выучить хореографию, когда рядом со мной стоит 300 человек. Расстраивалась, что где-то не увидела нюансы связок. Но хореографы держали все под контролем. Они быстро нашли к нам подход: криков и ругани не понадобилось. Конечно, наш хореограф Раду Поклитару ругался на нас, но делал это через шутки. Именно за это мы его и полюбили. Жалко, что мы не записывали за ним его высказывания. Порой было очень смешно, и это разряжало обстановку. Его фразы мы помним до сих пор: «Моей бабушке 80 лет, и она танцует лучше, чем вы», «Бог танца покарает вас», «Девочка, не думай, что ты богиня музыкальности», «Нельзя умирать сексуально!». Смеемся каждый раз, когда вспоминаем».
Впечатления сильны у танцоров до сих пор. За месяц они успели подружиться и теперь все вместе смотрят Олимпиаду и болеют за сборную России.
Материал подготовила Мария Бреховских.
Фотографии из личного архива Анны Пановой.