Когда мероприятие привлекает профессионалов не только на сцену, но и в зрительный зал — это нужное мероприятие. Фестиваль «Context», завершившийся на прошлой неделе в Москве, пока не имеет аналогов в России: меньше чем за неделю к событию были привлечены талантливейшие труппы Европы и России, проведены бесплатные мастер-классы и лекции, а в зале помимо журналистов и поклонников творчества Дианы сидели танцоры. Балерине Кате Покровской удалось проникнуть в самое сердце фестиваля и проверить на себе, каково классической танцовщице обучаться современной хореографии.
Я никогда и подумать не могла, что мне представится возможность побывать на мастер-классе Эрика Готье. Как балерине, имеющей профессиональное классическое образование и проработавшей два года в театре «Русский балет» под руководством В. М. Гордеева, мне было особенно важно понять нюансы современной хореографии, прочувствовать движения, по стилю схожие на движения излюбленного мной Килиана, и открыть для себя тайны балетмейстерского мастерства. Готье наглядно показал, откуда берется движение, и куда оно вытекает. Каждое па было логичным продолжением предыдущего, что создавало бесконечную кантилену.
Мы часто слышим, что классические танцовщики не приспособлены для того, чтобы танцевать современную хореографию. И я могу это подтвердить на собственном опыте. Мне действительно было трудно забыть о прямой осанке там, где спину нужно было выгибать, мои ноги выворачивались не в ту сторону, а движения выглядели легкими и воздушными, когда должны были быть приземленными.
Еще одним подтверждением неприспособленности балетных танцовщиков к современной хореографии была лекция одного из редакторов журнала «Dance Magazine» Венди Перрон. Лекция была посвящена развитию современного танца в Америке, начиная с 80-х годов прошлого столетия. Венди представила фрагменты постановок Мерса Каннингема, Триши Браун, Твайлы Тарп, Люсинды Чайлдс и др. Она не только открыла для меня новые имена — для меня был заново открыт современный танец как самостоятельное явление, не имеющее границ. Как объяснила Венди, танцем можем считаться и обычный шаг, и движение руки вперед. Все это объясняет бескрайнее развитие искусства. На лекции было подчеркнуто, что современный танец и современный балет — понятия разные, но постоянно находят точку пересечения. И сегодня этой точкой пересечения стала Диана Вишнёва.
В этом году в фестивале приняли участие мировые «гиганты» современного искусства: Ballet Preljocaj, Gauthier Dance Theater, Nederlands Dans Theater (NDT2), Nanine Linning, Ate9 dANCEcOMPANY и др. О последних двух я узнала только благодаря фестивалю. Самые сильные эмоции я испытала на гала-концерте фестиваля. Такого разнообразия танцевальных фигур и композиций я не ожидала увидеть. Здесь очень достойно показали себя русские хореографы Константин Кейхель и Владимир Варнава. Очень чувственным и проникновенным был дуэт из балета «Snow White» Анжелена Прельжокажа. Я была в восторге от постановки Нанин Линнинг «Zero». Словами не передашь всю красоту, начиная от поставленного света, шикарной музыки Филипа Гласса и Ральфа Вон Уильямса, заканчивая неземной хореографией. Это нужно видеть вживую!
За творчеством Дианы Вишнёвой слежу давно, и мне нравится направление, в котором она работает: она хочет открыть мир хореографии широкой публике. Лично я, благодаря фестивалю, поняла важную вещь: чтобы хорошо танцевать современную хореографию, этому нужно учиться, даже опытному танцору.
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля Context.