"Нельзя быть хорошим хореографом без того, чтобы быть хорошим танцором"
Саша Глазачев, более известный в танцевальных кругах, как Джус, участник известной питерской команды «United Dance», хореограф команд-победителей этого сезона, оказался очень искренним собеседником и рассказал, как воспитать настоящих чемпионов.
WLD: Саша, твои девочки из «Indigo» стали победительницами российского чемпионата HHI*, а парни из «Sabotage» взяли первое место на недавно прошедшем в Шотландии UDO**. Чем ты кормишь своих учеников, что они выдают такие результаты?
Саша: В первую очередь, я подкармливаю их своим вдохновением. Тем, чем я живу и от чего получаю вдохновение –от ощущений, от уважения к танцу и тренировкам,–все это я стараюсь передать своим ученикам. Думаю, именно этим они сильно подпитываются и выдают такие результаты.
*HHI - Hip Hop International (Russia) - это организаторы Всероссийского эвента « HHI- КУБОК РОССИИ» в Москве.
** UDO – United Dance Open–престижный фестиваль современных уличных танцев
WLD: Ты сам не раз выступал на сцене
Саша: Конечно, чувство соперничества присутствует–не стоит забывать, что это не просто jam*** в ночном клубе, а чемпионат, к которому ты готовился более полугода. Но это не должно перерастать в бойню за первое место, как зачастую происходит в России. Тут две стороны медали: вроде ты приезжаешь танцевать, тусоваться, обмениваться опытом, знакомиться с новыми людьми, а с другой стороны, ты должен понимать, что на тебе большой груз ответственности, и ты не должен подвести тренера, команду.Это тонкая грань, которую нужно чувствовать и не переходить. Ко мне лично осознание пришло только со временем и с опытом, к кому-то не приходит никогда. На мой взгляд, России просто необходимо ездить на зарубежные чемпионаты не только для повышения своего танцевального уровня, но и смотреть, какая там атмосфера, и брать пример. В первую очередь, нужно всей душой и сердцем любить то, чем ты занимаешься, и тогда рано или поздно все получится, а жестянки и первые места обязательно будут.
***Jam – приятное времяпрепровождение, когда танцоры собираются и без особых приготовлений выступают.
WLD: Сложно ли быть лучшими в России, но на мировом чемпионате не пройти в финал?
Саша: Быть лучшими в России –это очень большая ответственность, и лично я, и моя команда, и вся наша «Кухня танца»**** очень ценят и уважают это призвание. Мы шли к этому с 2009 года, поэтому для нас это очень серьезная и важная победа. К большому сожалению, «Indigo» не вышла из отборочного тура в полуфинал на чемпионате мира, но эта была их первая поездка, и мы старались не сильно расстраиваться, потому что это дало нам толчок развиваться и еще больше работать.
****«Кухня Танца» – школа Александра Глазачева.
WLD: Тренироваться перед мировым чемпионатам пришлось больше? Ведь у девочек выносливости меньше, чем у парней.
Саша: Да, больше и жестче. У нас был тяжелый график тренировок, мы изменили номер, поменяли костюмы, но где-то, видимо, не хватило. Выносливости, конечно, у девчонок меньше, чем у парней, но и номер у них выстроен совершенно по-другому. Отсутствуют трюки, минимум партеров – девчонки берут другим.
WLD: Ты известен в СПБ, как участник команды "United Dance" – неоднократных чемпионов России. Какова твоя роль в команде? Кроме той, что ты был одним из основателей.
Саша: Действительно, я один из основателей команды. И на мне всегда были креативные идеи и немного трюки. Априори я не акробат, но все, что было нужно для номера, делал.
WLD: А должен ли танцор уметь делать все? Я имею ввиду акробатические трюки, отличную растяжку.
Саша: Что касается акробатики, растяжки, разных стилей хип-хопа – это, безусловно, нужно. Если ты танцуешь хип-хоп, у тебя есть база брейк-данса, и плюс ты делаешь хотя бы незначительные акробатические элементы и имеешь хорошую гибкость – это сыграет в плюс. Но быть многостаночником не есть хорошо. Надо быть верным стилю, которым ты занимаешься. Я знаю очень много танцоров, которые осваивают и преподают все стили подряд – сначала хореограф ведет хип-хоп, следующим часом у него занятие по латине, еще через час он преподает танцы живота. На мой взгляд, это невозможно делать на уровне. Я считаю, надо осваивать хип-хоп как танец, ведь эта культура настолько богата, что человек, прожив всю свою жизнь, может до конца не освоить все стили хип-хопа. Помимо старой школы, постоянно рождаются новые стили.
WLD: Вы с «UnitedDance» больше не участвуете в чемпионатах. Почему остановили развитие своей команды? Ведь даже с коммерческой точки зрения вы могли быть успешным проектом.
Саша: Команда продолжает существовать, но все мы погрязли в своих делах. У всех участников свои студии, команды, подготовка к чемпионатам. Просто не остается времени. Да, возможно, я сейчас оправдываюсь, но мы всегда собираемся и обсуждаем, участвуем ли в том или ином чемпионате.
WLD: То есть пока ты выдвигаешь на первый план роль хореографа?
Саша: Это всегда было так. Когда я начинал танцевать –а начинал я, кстати, с капоэйра*****, потом был брейк-данс – вот тогда я не думал, что хочу заниматься постановками и кого-то учить. Но в 2003, когда открыл свою студию, я понял, что делать постановки для меня интереснее. Однако я развиваюсь и как танцор, может быть, даже интенсивнее, чем раньше. Постоянно посещаю мастер-классы других хореографов, обмениваюсь опытом с танцорами - я должен все время давать ученикам что-то новое, а, следовательно, развиваться сам. Быть хорошим хореографом невозможно без того, чтобы быть хорошим танцором.
*****Капоэйра – бразильское боевое искусство, сочетающее в себе национальную музыку, элементы танцы, акробатики и игры
WLD: Расскажи о том этапе, когда вы с парнями танцевали на улице.
Саша: Школа улицы – это, пожалуй, лучшая школа. Потому что это та же сцена, и ты начинаешь избавляться от своих комплексов и страхов, что сейчас на тебя кто-то смотрит, подумает про тебя плохое. Ты танцуешь, делаешь шоу, даришь эмоции и взамен получаешь или не получаешь отдачу. Если ты не получаешь отдачу, то это очень ценный урок, значит ты что-то делаешь неправильно. И потом, когда ты научишься получать отдачу, то уже на баттле не задумываешься, кто и что о тебе думает - у тебя появляется уверенность.
WLD: Согласен с тем, что без фристайла танцующий человек - не танцор?
Саша: Конечно. Не важно, командный ты танцор или учишься сам, ты должен уметь фристайлить, потому что фристайл показывает истинный танец и то, что есть в твоей душе. Сейчас я не участвую в баттлах******, но на джемы выхожу всегда. Может быть, я не сильно развит во фристайле, но я не буду стоять, сложа руки. И даже если обо мне подумают: «Джус не умеет танцевать фристайл», мне наплевать. Я делаю то, что я делаю. И я люблю это.
******Баттл – (бой, битва) – соревнование, участники которого выясняют, кто из них лучше двигается
WLD: В 2006 году, когда вы с парнями из команды были максимально близки к финалу мирового HHI, вы использовали русскую тематику. В этом году она принесла победу твоим девочкам. Это взаимосвязано?
Саша: Когда мы танцевали с UD, мы делали русские вкрапления в номере, связанные с зимней тематикой – танцевали в ушанках и варежках. Мы не прошли в финал, но запомнились. Нам говорили, что шоу было потрясающим, кричали «Russian guys – crazy people» (улыбается) – это значит, что перфоманс был на высочайшем уровне, а вот техники не хватило. Что касается моих номеров, я использовал русскую фишку, не потому что однажды это прокатило, а потому что я давно планировал использовать русскую культуру в танце. Нам удалось показать ее более широко. Я верил до конца, что моя работа будет оценена.
WLD: Но ты все же опасался, как ее примут в зале даже на российском этапе?
Саша: Я знал, что она будет оценена, но не знал, насколько хорошо ее примут, и даст ли она толчок команде стать номером один. Я больше переживал, потому что моя команда не похожа на остальные, но мне и ученикам нравился наш номер. Даже если бы команда не взяла первое место, я бы все равно гордился девочками и проделанной работой.
WLD: Окей. Русская тематика сработала. Но на новый сезон нужна новая фишка!
Саша: Русские вкрапления вы все равно увидите, потому что наша культура очень богата и в двухминутном номере не покажешь всю ее полноту. Поэтому русские традиции в номерах будут мелькать точно.
WLD: А как думаешь, победа – это момент удачи или результат правильной стратегии?
Саша: В первую очередь это, конечно, результат стратегии. Полугодовой, годовой работы. Без жесткого графика тренировок, без дисциплины, без умственных находок тренера, ничего не будет. А по поводу удачи – это важный фактор. Без удачи не получается победить. Хоть и существуют правила, но судят больше по внутренним ощущениям – сегодня команда первая, а завтра, на финале, она слетает с этой позиции. Это не как в спорте, где ты выполнил все чисто и получил первое место. Поэтому на танцевальных соревнованиях судейство непредсказуемо.
WLD: Кроме чемпионатов и баттлов, существует такая приятная часть жизни танцора, как мастер-классы. Ты привозишь в свою студию разных хореографов, кого увидим в этом сезоне?
Саша: «Кухня танца» думает о том, чтобы привести Александра Чанга или Криса Мартина, может быть, мы сможем привезти обоих. Сейчас изучаем общественный спрос. Но, возможно, все изменится, и мы привезем кого-то совершенно другого.
WLD: По каким критериям выбираешь?
Саша: Мне нравится очень много хореографов –Ian Eastwood, B. Martin, Jerome Esplana, Johnny Erasme. Есть много хореографов, отличнейших танцоров и постановщиков, но ты смотришь их новое видео и понимаешь, что будет дальше. Они предсказуемы.
А есть хореографы совершенно волшебные – для меня это Lyle Beniga- один из самых дорогих хореографов США. У любого хореографа на мастер-классе есть чему поучиться, но на него ты смотришь, как на бога. Он абсолютно непредсказуемый, он разный. Может давать агрессивный хип-хоп и тут же сменить движения лирикой, разложить все по битам, по словам – настолько грамотно преподнести танец, что ты остаешься, ошарашенный увиденным.
Или Parris Goebel из «ReQuest», хореограф «Royal Family»– это тоже поистине талантливый хореограф, которого я бы хотел видеть в России.
WLD: Думаю, танцоры Петербурга будут благодарны тебе за любое из этих имен в нашем городе.
Интервью: Екатерина Перминова.
Фото: из личного архива Александра Глазачева.