Команды ухтинской школы United Bit уже давно приковывает к себе зрительское внимание. В этом году на Чемпионате России по хип-хопу взрослый состав взял первое место, а совсем юные танцоры пусть и не попали в пятерку лидеров, но так ярко танцевали, что не заметить их было невозможно. А ведь Ухта — это даже не столь же далекий Екатеринбург, здесь население меньше в десятки раз. И все же уровень они показывают и на мировом чемпионате. Саид Джораев, руководитель школы, без лишней скромности приоткрыл нам завесу тайны рабочего процесса.
Каких-то 15 лет назад команды не существовало даже в планах, а Саид был студентом Ухтинского Государственного Технического Университета и танцевал в обычном коллективе при Дворце Культуры. Потом он познакомился с бибоями и пару лет занимался тем, что в те времена еще называли «верхний брейк». В 2001-м году, после нескольких удачных работ в качестве постановщика, Саид вышел в свободное плавание: собрал четырех студентов университета и создал команду.
«Первое выступление состоялось в сентябре 2001-го года, тогда же появилась и школа. К декабрю нас было восемь человек, а через год уже появилось несколько подготовительных групп и состав выступающих. Малышей мы набрали в 2005-м, — рассказывает Саид. — Сейчас в школе около 500 учеников, пополнение идет постоянно, но основной состав выступающих команд — 90 человек».
Вместе со школой растет и танцевальный уровень. Причем не только в Ухте, но и по всей России.
«За последние пять лет произошли серьезные изменения на мировой арене, — говорит Саид. — Несколько лет назад мы не могли наблюдать за такими командами как Lil Fam, Flyographers, Puzzle, 158. Все было в зачаточном состоянии. Сейчас же российские команды четко врываются в топы соревнований мирового уровня и я не сомневаюсь, что очень скоро Россия станет чемпионом мира по хип-хопу. Москва, Питер, Пенза, Тверь, Ухта — страна большая и уровень растет повсеместно. Я оцениваю это по тому, что происходит на Чемпионате России с нами и с другими командами. В 2009-м, когда мы впервые приехали на Hip Hop International в Москву, мы были совсем зеленые по стилям, в этом году взрослый состав взял первое место».
Кроме взрослых парней, на сцену чемпионатов и фестивалей ежегодно выходят еще 7-8 команд под эгидой «United Bit». За это время Саид выработал собственные правила, которые, судя по результатам, действуют безотказно.
Любой ребенок имеет шанс попробовать себя
«Город Ухта — это 100 тыс. человек населения, и когда я проводил первый набор, не было никаких критериев к ребятам, мы смотрели всех желающих, — вспоминает Саид. — Критериев не существует до сих пор. Любой может начать заниматься с нами. Просто из двухсот новичков в какой-то момент я забираю лучших готовиться к соревнованиям, городским выступлениям и другим танцевальным событиям».
В командах Саида всегда много парней, тогда как в большинстве российских команд лидируют девчонки. Он признает, что работа с девочками и мальчиками сильно отличается. И с девочками порой проще.
«Девочки быстро схватывают, запоминают, делают, но также быстро забывают. Парни же тормозят, ленятся, но помнят на века. Особенно важно не упустить ребенка в переходном возрасте, во время скачка роста. Если интенсивно с ним работать, парень вырастает очень талантливый».
Естественный отбор выявляет сильнейших
Текучка неизбежна. Кто-то не выдерживает ритма и уходит сам. Кто-то нарушает дисциплину и его приходится исключить из состава команды. Но это позволяет выявить сильнейших. Не только тех, кто может, но и тех, кто хочет танцевать. Со временем дети переходят из состава в состав и могут дорасти до преподавателя.
«Сейчас в моей школе шесть педагогов — это ребята из первого старшего состава, чемпионы России. Кто-то, конечно, уезжает, потому что наш университет — единственный престижный в городе, устраивает он не всех, но самые сильные и талантливые до сих пор со мной. И подрастающее поколение ровняется на этих ребят. Старший состав полностью обновлялся трижды, но не стал от этого слабее. Вадим Гриц, чемпион в номинации «Хип-хоп соло» этого года, в школе с 2005 года, — говорит Саид. — Людей много и моя задача — найти единомышленников среди них. Можно ходить и заниматься в свое удовольствие, но если ты хочешь танцевать с чемпионами, нужно принимать правила игры».
Самый главный принцип — как можно меньше панибратства
Жесткая субординация, никаких «сюсюканий» — четкая постановка задачи должна ярка отразиться в голове каждого ребенка.
«Я изначально отношусь к каждому ребенку как к взрослому человеку, и требую от него как от взрослого. И со временем, через год-два, у него вырабатываются уважение к тренеру и обязательность к посещению тренировок. Есть много тренеров, которые работают на дружеской ноте, как с равными, но со временем это приведет к тому, что ребенок вырастет и сядет на шею, будет пропускать тренировки в надежде, что тренер поймет».
Тот кто пропускает тренировки, никогда не будет танцевать в составе команды. А опоздавший — исключается.
И здесь Саид непоколебим. Посещаемость легко проверить по журналу посещений, работа в команде видна на тренировках.
«Недавно у нас был концерт, 300 выступающих. И в каждой команде на репетицию опоздали по 2-3 человека. Они исключаются из команды сразу. Это неуважение к тренеру, к другим, к сцене. Тот, кто хочет танцевать, никогда не опоздает. Он сделал свои первые шаги, потратил много сил, вероятность того, что он пропустит тренировку, очень мала.
Я могу быть уверен только в себе, я себя не подведу, но я не могу быть уверен в других людях, поэтому работаю только с теми, кто доказал свою преданность и обязательность».
Сначала ребенок учится танцевать
«У нас нет разделения уроков по направлениям — мы учим хореографию и вместе с ней прокачиваем стили. Если на сезон у команды есть постановка из пяти стилей, то вся команда учит ее в течение двух-трех месяцев. Тот, кто делает лучше других, едет показывать постановку на чемпионат. Но это не значит, что ребенок пришел в школу и сразу начал учить танец.
Самое первое, что делают ученики — 3-4 месяца изучают party dance. После него ребенок легко учит движения других стилей, может танцевать, а не просто воспроизводить движения и изучать более сложные элементы.
Работа с родителями и доверие окружающих
«Я провожу собрание в начале и в конце сезона с родителями юниорского состава. В сентябре я даю им план на год, где расписано все: какие мастер-классы, соревнования, поездки нас ждут, сколько нужно на костюмы. Они знают программу, знают, к чему готовиться, — говорит Саид. — Еще важная составляющая развития коллектива — это поддержка неравнодушных людей, в нашем случае это ректор УГТУ Николай Цхадая, который от всего сердца 15 лет поддерживает во всем: зал, финансирование крупных поездок, пусть не всех, но самых важных для старших ребят».
Участие в городском фестивале
Для развития коллектива мало только готовить постановку на чемпионаты. Дети должны танцевать.
«Восемь лет назад мы сделали свой фестиваль по системе ОРТО — эта система идеально подходит для развития начинающих танцоров. В первый год было 100 участников, в этом 1500 танцоров по всем направлениям. И все мои танцоры имеют возможность попробовать себя здесь, одержать первые победы и поражения. После чего они приобретают уверенность и могут выходить на соревнования другого уровня», — поясняет Саид.
Саид согласен, что работа тренера не приносит удовлетворения ежедневно и из 100 человек только один скажет «спасибо» вслух.
«Тренировки — достаточно мучительный процесс, когда нужно набраться терпения, забыть про неудовлетворение, работать с каждым в отдельности. Но всегда есть надежда на конечный итог. Когда привозишь детей на соревнование и они показывают приличный результат — в этот момент понимаешь, что все было не зря».
Секрет успеха узнавала Екатерина Перминова.