Каждый год с мая по декабрь в городе Розендаль в штате Нью-Йорк проводится конкурс New Work Forum для молодых деятелей искусства. Выигрыш – возможность показать на сцене спектакль, перформанс или любое творение, достойное внимания. В этом году такой шанс получили и представители из России. Московский коллектив мастерской «Воздух» выиграл июльский этап конкурса и в конце месяца будет готов раскрыть широкую русскую душу заморскому зрителю. WLD пообщались с Егором Уткиным, идейным вдохновителем и одним из основателей мастерской, и поняли, с чего начинался «Воздух», чем приглянулся американским театралам и к чему стремится.
Предыстория
Я родился в маленьком горнодобывающем городе в Кемеровской области, затем меня отправили учиться в Сибирский государственный университет путей сообщения. Специальность – управление персоналом, менеджер. После окончания ВУЗа работал как project manager. Организовывал различные мероприятия, конгрессы, фестивали, рассчитанные на большой бюджет и огромное количество человек. Долго просто забивал в себе всё творческое, и от невозможности реализовываться ломало и крючило. Только к 25-ти годам осмелился что-то начать, потому что почувствовал за плечами крылья, которые надо раскрыть. Наконец-то разрешил себе быть настоящим, делать то, что нравится, а не то, что требует общество и социальные нормы. Произошёл перелом. Понял, что хочу не просто танцевать и снимать красивые видео, а вкладывать смысл. Людям нравится получать информацию через творчество: кино, фото, рассказы. Я же мысли и идеи могу донести, используя тело.
Создание мастерской «Воздух»
Изначально у меня была идея создать международный проект Earth 7. Суть его в том, чтобы найти в уголках мира семь человек. Творческих, раскрепощённых и талантливых в разных областях, но при этом организационно мыслящих. Они были бы своеобразной ролевой моделью, то есть делали проекты, которые несут смысл и вдохновляют других на действия. Идея засела в голове, и я поделился ею с подругой Таней. Она в ответ предложила сделать пробный вариант в рамках Москвы. В итоге, написал пост, в котором в общих чертах рассказывал про проект, и разместил в соцсетях. На него откликнулись человек 70.
Путём встреч и рекомендаций, нашлись те самые 7 человек, сейчас известные как мастерская «Воздух»: йог голоса, джазовая певица, гимнастка, мим, плейбэк актриса, режиссер и я. Каждый из нас имел определённый багаж творческого опыта за спиной. Все зрелые в этом отношении и с внутренним стержнем. Поскольку не стояло цели сделать спектакль через полгода, для начала мы решили просто экспериментировать, встречаться в формате лабораторий, накидывать разные варианты, и что-то начало обрисовываться. Акцент делали на процесс, а не на результат, но во время встреч всегда чувствовалось, что получится, определённо что-то выйдёт. После первых 5-7 репетиций мы примерно поняли, что хотим нести. Смесь физического театра, плейбэк и интерактива со зрителем. Нашли точку соприкосновения и начали развивать.
К нам присоединилась еще одна участница – фотограф. Она выкладывала кадры с репетиций в соцсети. Люди, конечно, замечали, спрашивали, хотели видеть. Так постепенно через полгода мы доросли до того, чтобы что-то показать. Начали думать над названием проекта. Отмели массу вариантов, и в итоге остановились на «Воздухе», потому что он везде, открытый для всех, к нему у каждого есть доступ. У тебя нет особого права, чтобы им обладать. Также и с телом.
Первый перформанс нашей мастерской – «Вне слов». Сейчас мы разрослись до одиннадцати перформеров, трех музыкантов и фотографа. Есть определённый график выступлений. Ближайшее в России – в Москве 31 июля на фестивале танца на ВДНХ.
За полтора года существования мастерской «Воздух» сформировались принципы, основы работы. Мы назвали их «Принципы четырёх И». Интерактив, история, импровизация и пластика.
Первый – это общение со зрителем. Для нас нужна обратная связь на сцене. История – тема перформанса, то, что важно сейчас. Например, в «Голых» – это не внешняя нагота, а обнажённость духовная. «Я не боюсь» – о страхах. Третий принцип – импровизация. На выступлениях люди не верят, что мы импровизируем, думают, что всё постановка. А мы чувствуем друг друга, можем с закрытыми глазами всё делать. Наконец, пластика. Мы не используем слов, у нас есть тело, потому что оно искреннее и никогда не врёт.
Несмотря на то что сформировались эти базовые принципы работы мастерской, мы до сих пор в поиске и не можем сказать чётко, что мы такое. Каждый из участников привносит что-то своё, может побыть режиссёром, если возникает идея, поэтому до сих пор мастерская «Воздух» – живая субстанция.
Сейчас мы начинаем понимать, что у нас рождается свой метод работы с телом и сознанием, воздушный метод, над которым работаем и который развиваем. Ему мы обучаем в студии «Пластилин».
Студия «Пластилин»
Изначально «Пластилин» задумывался как формат открытых мастерских по выходным, после прохождения которых успешным студентам предоставят возможность стажировки в «Воздухе».
Но когда на первые несколько занятий моментально набирались люди, стало понятно, что есть потребность не просто танцевать, а изучать себя, работать с дыханием, с опорой, пытаться сделать так, чтобы тело что-то несло. Поэтому я и моя коллега Настя Воробьёва решили параллельно с работой в мастерской организовать обучающие четырехмесячные курсы. К нам пришли взрослые люди, не танцоры. Юрист, учительница младших классов… Одна женщина была реабилитологом, она даже что-то перенимала для себя. В течение обучения ребята получали фото и видео, на которых виден результат конкретной работы с пространством и телом, понятны изменения. Итог курса – выпускной перформанс.
Со следующего сезона планируем включать «Пластилин» в «Воздух». Рабочее название школы – «Воздушный институт». Здесь будут обучать перформеры мастерской абсолютно разным вещам. Например, телесной перкуссии или йоге-голоса. Изначально мы учились друг у друга, теперь готовы делиться.
В июле в Америке будем не просто презентовать мастерскую и перформанс, а именно метод познания тела, который мы изучаем и преподаём.
Конкурс и поездка в Америку
Когда начали думать про наш метод, то поняли, что такого ещё нет, в плейбэк-сообществе точно. Нас подтолкнули посмотреть на него с точки зрения методологии. Если рассматривать любую деятельность, все всегда акцентируются на вопросе: «Что?» А ведь главное: «Зачем?» и «Как?» У нас есть ответы на эти вопросы. Дело в том, что никто не бессмертен, мы покинем этот мир, а наш метод познания тела останется.
Начали думать, искать единомышленников и пути развития. Воздух же есть не только в Москве, он везде. Посоветовали конкурс в городе Розендаль в штате Нью-Йорк. Там располагается театр, открытый к экспериментам. Подали и заполнили заявку, описали проект нашей мастерской и, к удивлению для себя, выиграли. Остальные финалисты – американцы, только мы из России. Мне кажется, наш проект «Times of change» зацепил необычностью.
«Время перемен» – это проект об изменениях в мире, глобальных и локальных. Перемены касаются всех, перекликаются и похожи. Нам интересно, как они преподносятся и как к ним относятся люди. Сейчас собираем видеоинтервью из России про изменения. Любые – личные, политические, социальные, чтобы смонтировать фильм. Затем привозим его в Америку, показываем с субтитрами и на основе этого фильма строится телесный перформанс. По итогу берём интервью у американцев и делаем то же самое. Потом по идее мы должны были ехать в Москву, но кинули клич в Европу, отозвались из Сербии, Венгрии, Швейцарии и Голландии. Поэтому с 18 августа по 6 сентября будем выступать по Европе.
Каков смысл? Мы везём мысли об изменениях из России в Америку, потом в Сербию, перелопачиваем, обрабатываем информацию. Затем в Будапешт и дальше-дальше набираем и редактируем материал. В конце возвращаемся в Москву с итоговым перформансом в октябре и ноябре.
Как только узнали, что выиграли, поняли, что в Америку надо на что-то ехать, поэтому 19 мая запустили краудфандинговый проект на сайте Planeta.ru. Дирекция конкурса компенсирует на месте логистику и жильё. Перелёт, работа операторов, расшифровщиков видео, местных музыкантов, мастер-классы, которые мы будем проводить – это нужно оплатить самим. Плюс само мероприятие 26 июля будет бесплатное для всех зрителей.
Секрет успеха
С момента наших первых репетиций прошло чуть больше года. Сейчас в мастерской «Воздух» мы разделили обязанности на троих, чтобы не терять вектор развития. Ольга Саначина занимается перформативной частью. Настя Воробьёва – образовательным блоком, а я отвечаю за менеджмент и финансы.
Мне кажется, наш формат зашёл за такой короткий срок по нескольким причинам. Во-первых, из-за продвижения. У нас очень крутые фото. Они цепляют, поэтому людям стало интересно узнать про нас. Для меня как организатора важно, чтобы было красиво, важно, как это выглядит. Поэтому весь брендинг я взял на себя. Во-вторых, идея. Она необычная. Мы ни на кого не похожи, делаем что-то своё, постоянно ищём, двигаемся. В-третьих, первоначально всё затевалось не ради денег.
Тот, кто занимается творчеством, погружается в него, потому оно из него идёт. У такого человека есть связь со Вселенной, космосом. Он не может этим не заниматься. Денежный вопрос – следующий. Ты изначально делаешь что-то, потому что любишь. Значит ты в этом профессионал и можешь получать деньги. Такая цепочка.
Мы начинаем жить во время кросс-функционального объединения всего, а в танце почему-то до сих пор пытаемся заточиться под что-то одно и жить в этих рамках. У танца их не может быть, но, к сожалению, люди часто не развиваются в разных стилях. Нужно понять, что движение тела и есть танец. Сейчас только начинается понимание универсальности. Я, например, вышел из классики, модерна и контемпа, но также интересен хип-хоп, уличные стили. У меня есть чат в фейсбуке для всех желающих, где мы решаем, на какие классы пойдём. Я открыт, просто теперь понимаю, что надо ещё иногда отдыхать и отказываться от возможностей. Уметь выбирать.
Материал подготовила Гульнара Гайфуллина.