Когда у тебя есть сплоченная команда и хорошая идея, опыт перестает быть необходимостью. Еще два года назад о Елене Джапаридзе сальса-тусовка мало что слышала, а сама Елена только-только входила в этот круг, теперь же о ней пишут профессиональные издания. Почему сальса стала главным увлечением нетанцующего человека, и как организовать успешный международный фестиваль, если опыта ноль, а знания минимальны? Об этом нам рассказала директор Moscow Salsa&Kizomba Festival.
Два года назад Елена вместе с детьми оказалась во Франции и искала тренера по сальсе, с которой только познакомилась в Москве. В преподаватели ей достался никто иной, как Стив Бакула, организатор Каннского сальса-фестиваля. Он не только помог погрузиться в мир танца, но и рассказал о своем мероприятии и показал, насколько оно атмосферно и как строится процесс подготовки фестиваля. Побывав в эпицентре событий, Елене захотелось организовать что-то подобное: красивое и не пафосное в Москве. Так родилась идея Moscow Salsa&Kizomba Festival. Ну а дальше оставалось дело за малым: найти артистов, договориться с ними на классы в России и собрать людей на фестиваль, который никогда раньше не проводился.
WLD: Елена, вы главный идеолог проекта. Какая основная идея воплощалась на самом старте проекта и претерпела ли она изменения со временем?
Е. Д.: У нашего фестиваля есть лицо и определенный формат. Мы задумывали, чтобы это был праздник — для этого приглашаем исполнителей живой музыки, музыка создает особую атмосферу, готовим красочные шоу, задаем тему, дресс-код, организуем Welcome зону. Наш фестиваль как для новичков, так и для профессионалов, поэтому у нас обширная программа мастер-классов, где есть отдельные — специально для нулевого уровня. Это и сотрудники наших партнеров, которые никогда не занимались танцами и люди, впервые приехавшие на подобный фестиваль. В этом году добавили специальные классы для танцоров только среднего и продвинутого уровня: буткамп с Янет Фуэнтес, after-party каждый день — для тех, кто готов танцевать и после 6 утра.
WLD: Приоткройте кулисы: насколько заранее вы начали готовить мероприятие?
Е. Д.: Самый первый фестиваль начался с того, что мой тренер помог составить список артистов и договориться с ними. Даты необходимо бронировать как можно раньше, так как гастроли распланированы на месяцы вперед. И вот я вернулась в Москву с идеями, но еще без фестиваля. Впереди у меня был год. С Евгением Папунаишвили и Ириной Агалецкой я уже была знакома и сразу нашла в них союзников. Затем мы созвонились с Алексеем Алексенцевым, он тоже поддержал наш проект. Потом началось продвижение фестиваля. Самое важное было рассказать людям о том, что мы есть. Как выяснилось уже после мероприятия, не все танцоры в итоге слышали даже наше название. В этом году мы активнее рассказываем о себе: реклама на радио, в журналах, акции в парке, поддерживающие мероприятия и партнерство с фестивалями в других городах.
WLD: Если отбросить географические и экономические границы: как выглядит фестиваль вашей мечты? Может быть, есть желание вывести его на другой уровень, в другую страну?
Е. Д.: Мне интересно это делать только в моем любимом городе — Москве. Наш город очень красивый, особенно в мае. Здесь очень много школ танцев и людей, которые любят танцы. Хочется, чтобы гости из других городов и стран приезжали в Москву, общались, узнавали что-то новое, получали удовольствие от музыки и танцев. Если бы мы не были ничем ограничены, хотелось бы сделать мероприятие не на 2, а минимум на 4 дня, создать возможность для более глубокого погружения, расширить географию наших артистов, добавить время для общения артистов и публики, ввести экскурсионную программу для гостей.
WLD: Любой фестиваль — это вагон и маленькая тележка проблем при подготовке. Сказалась ли в этом году экономическая нестабильность, и какие еще были проблемы?
Е. Д.: На работе с партнерами экономическая ситуация сказалась. В этом году у многих урезаны рекламные бюджеты, и они не смогли продолжить сотрудничество, поэтому у нас меньше партнеров, меньше финансов. Плюс скачки валютного курса, которые невозможно спрогнозировать и на которых теряешь деньги. А затраты, естественно, большие. Если бы не экономический кризис, мы вполне могли бы отработать в «ноль» уже на второй год фестиваля. Но, что приятно, на решение артистов, ехать или нет, скачки курса никак не влияют.
WLD: У вас в команде никто не имел опыт организации фестивалей подобного рода. Как вам удалось довести начатое до конца?
Е. Д.: У нас действительно никто не имел опыт в организации фестиваля такого масштаба, но все имели другой неоценимый опыт — в пиаре, в танце, в организации мероприятий, поиске партнеров. Самое сложное — это финансы. Наша площадка — Центр международной торговли — идеальная, так как здесь можно проводить все мероприятия в одном месте с хорошим техническим оснащением. Однако она очень дорогая. И, так как она не заточена под танцевальные мероприятия, приходится закладывать дополнительные расходы: специальный танцевальный паркет нужно уложить в ночь перед мероприятием и убрать сразу после окончания, для живой музыки и шоу необходим свет, звук, сцена.
WLD: Вы работаете с волонтерами?
Е.Д.: Обязательно. Но мы привлекаем их только на три дня мероприятия. Это очень тяжелая работа, и я преклоняюсь перед этими людьми. От них зависит, начнется ли класс вовремя, ровно ли пройдет регистрация, все ли артисты будут сытые и довольные, доберутся ли к месту назначения из аэропорта. Волонтеры также работают переводчиками. Все они танцоры сальсы, кизомбы, бачаты, и делают это из желания помочь, но, повторюсь, работа эта очень тяжелая.
WLD: А как выбираете артистов? Советуетесь с кем-нибудь?
Е.Д.: Так как у меня нет достаточного опыта, я всегда консультируюсь с профессионалами. Сначала это был организатор каннского фестиваля, в этом году мы консультировались с Дашей Реут и Андреем Корзуном. Помогал DJ Mauri. У него есть большой опыт — он организует собственный фестиваль в Амстердаме. Также я смотрю, кого приглашают на другие фестивали и вообще постоянно слежу, что происходит в сальса-мире.
WLD: Сейчас у людей большой выбор, куда поехать. Что вы выделите в вашем мероприятии, почему нужно прийти именно к вам?
Е.Д.: Выбор — это хорошо. Но все фестивали индивидуальны. У всех есть свое лицо. У нас это охват трех основных направлений социальных танцев: сальса-бачата-кизомба, живая музыка, профессиональный звук, свет, паркет, тематика фестиваля, дресс-код, красочное шоу артистов, и одновременно танцпол для тех, кому важнее потанцевать самому, чем смотреть выступления. Наши артисты всю ночь проводят на паркете с гостями фестиваля. А также тот факт, что присутствует и танцующая публика, и те, кто только начинает. В этом плюс, но в этом и сложность. Нужно выстраивать гибкую организацию и программу, чтобы всем было интересно, не было чувства, что потратили зря время и деньги. Стараемся максимально учесть интересы всех гостей.
Если не попробовать, то хотя бы увидеть все это своими глазами можно будет 22-24 мая в Центре Международной Торговли.
Подробности фестиваля узнавала Мария Бреховских.