Посмеяться над балетом? Легко! Если вы — признанный мастер своего дела и смех этот — не глупая издевка, а сатира на положение дел в сегодняшнем танцевальном театре. Только умный человек умеет иронизировать над собой, только хороший хореограф умеет создать спектакль не в обиду, а в указание.
Известная постановка «Кактусы» шведского хореографа Александра Экмана идет в нескольких театрах мира и в каждом зале, в каждом (!), находит отклик. Что неудивительно. Хореограф создал тонкую и глубокую пародию на современную хореографию, где обнажил, в первую очередь, собственные страхи. Работа критиков — критиковать, находить изъяны и выстраивать на них свое мнение, порой забывая сдобрить добрым словом то, что этого действительно достойно. И речь не только о танцевальном спектакле и профессии. В каждом критике живет зритель, в каждом зрителе живет человек. Мы так часто судимповерхностно, цепляемся за стереотипы, ограничивая себя площадью в пару метров, и ищем над чем улыбнуться, что забываем посмеяться над собой.
Александр Экман создал балет со смыслом, абсолютный fun, при этом очень язвительно и правдиво указывающий на человеческий порок в отношении хореографии.
Лучше всего спекталь характеризует всего одна фраза: «How about cat?», сказанная в разгар постановки, и пыльный кот, неожиданно летящий с колосников. И, конечно, дружный смех в балетном зале.
Организаторы Dance Open не раз отмечали, что фестиваль не про балет, их фестиваль про танец, про взаимодействие и интеграцию, и последние несколько лет они уверенно объединяют на одной сцене балет классический и современный. В этом году, помимо «Кактусов» в исполнении новаторской труппы Дрезденской оперы, фестиваль показал еще несколько работ современного балета, которые стоит увидеть каждому, кто по каким-то причинам до сих пор считает это искусство скучным.
Один из них спектакль «В другой комнате», созданный хореографом Понтусом Лидбергом по мотивам стихов поэта XIII века Джалаладдина Руми в тесном сотрудничестве с композитором Максом Рихтером. Эмоционально напряженный, визуально и аудиально эстетический, это очень сильный спектакль. Настолько, что, казалось, у зрителей Александрийского театра почти на две тысячи человек, одни мурашки на всех. Во многом, конечно, благодаря музыке. С нее все начинается, она формирует атмосферу и настроение, которую постановщик развивает и накаляет несколькими штрихами своей хореографии. Добавим к этому труппу танцоров, так естественно повествующих о чувствах, известных каждому человеку — любовь, страх, надежда. И получим спектакль, которому не стыдно аплодировать бурно и продолжительно.
Наконец, «Пер Гюнт» — история о путешествии, цель которого найти себя в мире сомнений и соблазнов. Этот спектакль показывали накануне закрытия фестиваля в исполнении балета Марибора, где на главную роль пригласили премьера Мариинского театра Дениса Матвиенко. Основанный на одноименной ибсеновской пьесе, спектакль потрясает размахом декораций и костюмов. Говорят, вместе с артистами путешествует несколько трейлеров с реквизитом, и просто взглянув на фотографии или короткое видео, вы поймете почему.
Танец способен рассказать намного больше, чем может показаться, и изменить гораздо больше, чем того бы хотелось каждому хореографу. Ведь меняя сознание людей, хореограф должен делать это хорошо.
Если за 15 лет вы ни разу не побывали на спектаклях Dance Open, вы упустили свой шанс и в этом году. В воскресенье фестиваль завершился гала-шоу и раздачей наград — хрустальных туфелек Анны Павловой. Но, может быть, попробуете в следующем?
Фестиваль Dance Open посетила Екатерина Перминова.
Фото: Стас Левшин