Все гениальное просто. Танцевальный стиль контемпорари - не исключение. Танец, выражающий самую суть человека, максимально естественный и свободный, имеет довольно богатую историю.
Вот уже более века «дети цивилизации» ищут путь к первозданности в танце. Предшественниками современного танца стали модерн (modern) и постмодерн (postmodern). У этих стилей есть свои направления. Одно из течений модерна – экспрессионизм, оно распространяется и на танец. Основоположница экспрессионистского танца и одна из первых танцовщиц в стиле "модерн" в Германии - Мэри Вигман (Mary Wigman) . Ее танец не был похож ни на балет, ни на танцевальный стиль Айседоры Дункан, ни на популярную в то время восточную экзотику. Артистизм, ритмика и свобода - танцевальное кредо Мэри Вигман.
Начинать никогда не поздно
Мэри Вигман в 1886 году росла в Германии, в то время, когда женщину воспитывали по принципу «3K» (на «к» начинаются немецкие слова «кухня», «церковь» и «дети»). Она хотела заниматься медициной, но ее родители боялись, что дочка окажется «синим чулком» и старательно пытались выдать девушку замуж, благополучно устроив тем самым ее жизнь. Но Мэри выбрала одиночество и танец, ради которого ей пришлось разорвать на долгие годы отношения с семьей. Несмотря на то, что ей было уже 23 года (в этом возрасте редко начинали учиться танцам), Вигман поступила в школу Далькроза в городке
Основателем школы был
В 27 лет Мэри начала изучать танец стиля модерн у Рудольфа Лабана, который был его новатором. Главной особенностью танца Лабана было отсутствие музыки. Мэри писала в своем дневнике: «Стать свободной от музыки! Этому должны научиться все! Только тогда можно превратить движение в свободный танец, в чистое искусство!». Мэри Вигман последовала в Мюнхен за своим учителем – стала ассистировать ему, заменяла его в танцевальном классе, когда он был болен.
В 1914 Мэри впервые выступала на сцене в сольном танце. Во время Первой мировой войны, Лабан с семьей переехал в Цюрих, Вигман отправилась вместе с ними. Вплоть до 33х лет Мэри давала сольные выступления по всей Германии. Один из ее известнейших работ - «Танец Ведьмы».
В 35 лет она основала собственную школу в Дрездене, которая просуществовала до 1942 года. В своих дневниках Мэри писала о том, что власти, в частности
Всю свою жизнь она посвятила преподаванию танцев и умерла в 1973 году в весьма преклонном возрасте. Ее знаменитые студенты - Г. Палукка, Х. Хольм, Х. Кройцберг и М. Валльманн. Кроме того, в начале 1930-х годов Мэри гастролировала в США, она была в Нью-Йорке дважды по полгода. Уже в 1931 году ее ученики основали там школу танцев в стиле Мэри Вигман.
Хореография
Хореография Мэри Вигман уникальна. Она была часто основана на игре восточных инструментов: колокольчиков, гонгов, барабанов Индии, Китая, Таиланда. Но основным музыкальным сопровождением ее известных танцев были ударные инструменты, которые придавали контраст тишине выступления и четкость движениям. Мэри частенько использовала маски или артистичный макияж в своих выступлениях - это тоже влияние восточных мотивов. В ее танцах всегда был продуманный сценический образ, ритмичность и естественная свобода движений. Увидеть танцевальное искусство Вигман стоит хотя бы для того, чтобы оценить ее действительно большое значение для танцевального направления contemporary.
Текст: Елена Бредис