"...она вышла, легкая радостная, с детским лицом. И я понял, что она – о несказанном. В ее улыбке была заря. В движениях тела – аромат зеленого луга. Складки ее туники, точно журча, бились пенными струями, когда отдавалась она пляске вольной и чистой".
Андрей Белый.
Против академических стандартов, стереотипов, однообразного стиля, против «нельзя» или «некрасиво», границ нет - только естественность, первозданность и свобода - это и есть сontemporary dance. Сравнительно молодое, свежее танцевальное направление уже имеет свою историю, которая сложилась благодаря многим одаренным, талантливым людям. Их идеи и творчество привели к формированию целого танцевального направления. Одной из таких выдающихся танцовщиц была Айседора Дункан, чья трагическая судьба тронула не одно человеческое сердце, чей танец восхищал всех, кому посчастливилось видеть его.
Рожденная с танцем
Эксцентричная Айседора рассказывала о своем рождении так: "Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".
На самом деле рождение танцовщицы было связано с грустными обстоятельствами: ее отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. «Я так и знала, что родится монстр, - сказала мать Айседоры акушерке, - этот ребёнок не может быть нормальным, он прыгал и скакал ещё в моей утробе, это всё наказание за грехи её отца, негодяя Джозефа...». Семье приходилось нелегко, но дети Дункан всегда держались вместе, это давало им чувство уверенности в жизни.
Уже в 13 лет Айседора знала, что посвятит жизнь танцам и музыке, поэтому она бросила «бесполезную» школу, продолжив самообразование. В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго. Но не все удавалось сразу: девушку ждали множество неудач, недостаток денег, не сложившийся роман.
Босая нимфа
Успех пришел к молодой танцовщице, когда она нашла покровительницу в лице одной из популярных актрис, которую заразила идеей всей своей жизни: танец должен быть символом свободы, продолжением естественной грации, выражением настоящих эмоций, а не заученным набором движений. Актриса устроила своей протеже дебют на одном из частных приёмов. Айседора выступила босиком и в тунике вместо пачки. Греческие мотивы хорошо отражали суть танца Айседоры как чистого искусства без формы, времени и пространства. Ей удалось во многом скопировать древнегреческую пластику. Айседора поймала восхищение в глазах зрителей, которое ей предстояло видеть еще очень много раз.
В 1903 году Айседора смогла, наконец, поехать на гастроли в желанную Грецию, где отточила своё мастерство пластической импровизации. Теперь её выступления шли при полном аншлаге. Журналисты преследовали танцовщицу на каждом шагу, расследуя подробности ее личной жизни. И здесь было, чем поживиться.
Жизнь и танец
Судьба великой танцовщицы, реформатора классического танца, была полна трагическими событиями. Ни один роман не имел счастливого конца «и жили они долго и счастливо». Айседора «обручилась» с танцем. Свою свободу она берегла не только в творчестве, но и в личной жизни.
Айседора часто бывала в России, а ее последним мужем был молодой известный русский поэт Сергей Есенин. Ей 43, ему 27. До сих пор неизвестно точно, был ли этот брак по расчету или по бескорыстной любви. Есенин получил возможность отправиться с женой за границу, но его угнетало то, что там он всего лишь муж своей известной жены. Сохранились его нежные письма к Айседоре и то письмо, в котором он резко пишет о разрыве с ней.
Единственным верным спутников в жизни великой танцовщицы был ее свободный танец. Танец, в котором она была сама собой, естественной, раскрепощенной, счастливой.
Хореография
Танец Дункан был близок к пантомиме, он состоял из элементов ходьбы, бега на «полупальцах», выразительных жестов. Танцовщица имела большое эмоциональное воздействие на зрителя. Но Айседора не оставила системы, которая могла бы считаться направлением хореографического искусства. Многие стремились к подражанию ее танцу, их называли Isadora Duncan Dancers, а стиль сохранил имя своей создательницы.
Майя Плисецкая проникновенно исполняла танец в стиле Айседоры:
Айседора Дункан и Сontemporary dance
Айседора Дункан погибла в 1927 году, ей было 50 лет, причиной ее смерти стали нелепые трагические обстоятельства. Но имя Айседоры бессмертно, а ее вклад в танцевальное искусство бесценен. Современные танцы во многом обязаны творчеству Айседоры Дункан. Именно ее считают «матерью» cоntemporary.
Айседора Дункан одна из первых решилась реформировать танцевальное искусство, решилась быть естественной и обрекла себя на свободу во всем. Одно то, что девушки из приличных семей того времени не выступали на публике даже в музыкальной школе, говорит об атмосфере моральной и физической скованности. Айседора перешла и эту грань.
Она танцевала босиком, восхищая своей смелостью, своими идеями. По философии contemporary, все в природе движется, не задумываясь над тем, как это выглядит. Поэтому движения океана, деревьев от ветра, диких животных и древних людей по своей сути прекрасны - они естественные. Contemporary танцуют босиком. Почему? На этот вопрос никто не смог бы ответить лучше, чем великая Айседора Дункан: «Раз меня спросила одна дама, почему я танцую босая, я ей ответила: «Это потому, что я чувствую благоговение перед красотой человеческой ноги».
Текст: Елена Бредис