Дети — это праздник. Сами по себе. Хотя мы это иногда забываем. Как провести свободное время с пользой для себя и ребенка, при этом отдыхать и танцевать? А может, вы любите заниматься контактной импровизацией, тогда самое время начать знакомиться с собственным ребенком через танец! Лучшая забота о детях — понять их и на время оказаться самим ребенком. В этом вам смогут помочь танцевальные занятия для детей и родителей, многие называют их КИ (Контактной Импровизацией) с детьми.
Как проходят такие занятия и в чем их особенности, рассказывает Таня Михайлова — преподаватель КИ и танцевальных занятий для детей и родителей, организатор Семейных Джемов и детского пространства на фестивалях.
WLD: Таня, скажи, все-таки бывает ли Контактная Импровизация детской?
Т.М.: Контактная Импровизация в чистом виде — это занятия для взрослых. Такой, какой она была придумана, танец возможен только между взрослыми партнерами. К этому вопросу я отношусь серьезно, потому что сама была преподавателем КИ для взрослых. И сейчас продолжаю танцевать КИ и учиться у разных преподавателей. Но на данный момент интереснее всего для меня проводить занятия для детей и родителей.
WLD: Как ты пришла к такому интересу?
Т.М.: Я работаю с детьми уже 5 лет. Сначала я была няней, Снегурочкой, вела детские праздники, была волонтером в РДКБ (детской больнице, где дети болеют раком), в общем, все не перечислишь. В какой-то момент мне стало интересно, а почему дети такие, как они воспринимают мир, как их восприятие отличается от взрослого. И одновременно уже более четырех лет я танцую КИ. Постепенно мои интересы — дети и танцы — переплелись. Я постоянно нахожусь в процессе исследования и наблюдения за детьми и как они взаимодействуют друг с другом, и со взрослыми на занятиях, на улице, на детской площадке — везде. Я прошла обучение на различных семинарах по танце-двигательной терапии с детьми, креативному танцу. Сейчас сама провожу занятий для родителей с детьми. Возраст малышей 3-6 лет.
WLD: Почему твои занятия называют КИ с детьми?
Т.М.: Мои занятия «Танцуем Вместе» — это танцевально-двигательные занятия для родителей и детей 3-6 лет. КИ с детьми их называют «в простонародье» те, кто когда-то танцевал или слышал о КИ. Это только одна из техник, принципы которой я использую на занятиях. Также я использую основы Креативного танца, орф-подхода и еще весь свой опыт движения, пройденных различных тренингов, интуицию, фантазию, воображение и многое другое.
WLD: С чего для ребенка начинаются танцы?
Т.М.: Танец может начаться со встречи взглядами, которая может произойти в любом возрасте.
WLD: В каком возрасте можно начинать танцевальные занятия с родителями?
Т.М.: Первые занятия у малышей вместе с родителями (мамами) могут проходить с пятимесячного возраста на занятиях BabyContact.
WLD: Получается ли танцевальная импровизация у детей без взрослых?
Т.М.: Дети 3-4 лет любят поиграть в кучу-малу, валяться, толкаться, обниматься и т.д. Дети постарше, лет 5, могут держать предложенную структуру и импровизировать. Все они любят различные двигательные игры.
WLD: Как объяснить детям сложные, взрослые вещи, которых в этом направлении много?
Т.М.: Детям теория не нужна, для них весь процесс занятий — это двигательная игра. На занятиях я предлагаю различные правила для нашей игры. Какие-то детали (на что обратить внимание, что расслабить) я объясняю родителям. Получается информация приходит на двух уровнях — для детей и для родителей.
WLD: В чем особенности занятий для детей и родителей?
Т.М.: Занятия проходят для родителей и детей 3-6 лет вместе, при этом каждый — полноценный участник занятия. Тут не пройдет вариант — я привел ребенка, а сам посижу на лавочке.
На занятиях мы учимся друг у друга — дети у взрослых и взрослые у детей. Находим способы быть в двигательном диалоге-игре.
Если ребенок не хочет делать какие-то упражнения, то можно делать вариации упражнений или не делать вовсе. Ребенок может просто наблюдать или быть в пространстве занятия и присоединяться к процессу, когда готов. Упражнения — это приглашения к движению.
Дети, проделывая какие-то упражнения на родителях, больше расслабляются, чем если бы они делали это без них.
WLD: Можно ли детям совмещать так называемые занятия КИ для детей и родителей с более традиционными стилями (бальные, классическая хореография), то есть, посещать их, например, просто в разные дни недели?
Т.М.: Я считаю, это хорошее сочетание, если ребенок ходит на классическую хореографию (или другие танцы) к адекватному проверенному педагогу (обязательно нужно быть в курсе, кто и как ведет занятия), а также на танцевально-двигательные занятия — с родителями или без них. На хореографии он насыщает свое тело структурой и информацией, а потом у него есть возможность «переварить» полученный опыт движения, создать свою собственную историю и сделать его своим. Таким образом тело ребенка будет более открыто к новой информации и к импровизации.
WLD: С кем работать сложнее, с детьми или родителями?
Т.М.: Я не скажу, что с кем-то сложнее. С ними просто по-разному. Ко мне вообще приходят уникальные люди, очень интересные.
WLD: Какие пары чаще приходят на занятия: мама-ребенок, папа-ребенок? Много ли семей, которые занимаются танцами в полном составе?
Т.М.: На занятия чаще всего ходят пары мама-ребенок. Однако папы тоже приходят, даже без мам. Наши занятия проходят в выходные, поэтому часто приходят семьями (мама, папа, дети), что здорово.
Также я устраиваю Семейные Джемы, которые как раз ближе к Контактной Импровизации тем, что сюда часто приходят родители с детьми, которые знакомы с КИ или хотели познакомиться, но не было возможности прийти на взрослые занятия из-за детей. Сюда приходят целыми семьями мама-папа и дети разного возраста — в том числе и малыши до 3 лет (самые маленькие около 6 месяцев). Здесь мы играем и танцуем вместе, и каждому находится место. Некоторым детям (в основном от 2,5 до 3,5 лет) нужно больше времени, чтобы включиться в процесс при большой активности старших. Однако, если давать им время или давать просто наблюдать за процессом, то постепенно они включаются в общую игру и играют вместе.
Если вы еще не поняли, как отметить День защиты детей, то не сомневайтесь, Семейный Джем — отличный вариант. Радость движения и игры для детей, удовольствие от танца и общения для взрослых! Вполне возможно, что после этого танцевальные занятия с детьми станут регулярными.
Интервью подготовила Елена Бредис.
Фотографии из личного архива Татьяны Михайловой.