Просить деньги у незнакомых людей — отдельный бизнес, и речь не о нем. Сегодня актуален другой способ — краудфандинг, коллективное, народное финансирование. То есть на практике это «с мира по нитке». Краудфандинг основывается на желании человека помочь, и заходят на краудфандинговые сайты те, кто заинтересован в подобной помощи.
Сайтов много, один из самых известных — американский
В чем выгода создателям? В комиссии. Российские сайты берут в среднем 10%, американские 5%. Плюс налог в размере 13% у нас и 3-5% за перевод денежных средств в США. Россияне могут выбрать любой из сайтов, но для размещения своего проекта, например, на kickstarter.com необходимо иметь счет в американском банке.
Собирать можно любую сумму. Правда, на сайтах существует команда модераторов, помогающих советами, как улучшить заявку: добавить описание, видео, информацию. Также они, опираясь на опыт, подскажут, какую сумму и за какой срок реально собрать. Конечное решение остается за автором.
«Ты не просто публикуешь проект и ждешь результат, ты должен постоянно заниматься продвижением сам: делать репосты, напоминать о себе в соцсетях, — рассказала Алиса Кирюнина, автор единственного успешного танцевального проекта на boomstarter.ru. — Это активная пиар-акция. И не так важно, на каком именно сайте ты публикуешь свою заявку. Важнее, как ты ее продвигаешь. Люди приходят из соцсетей».
Алиса готовила документальный фильм «Про танцы», разрушающий миф о том, что танец не для всех. В фильме много историй о людях, которые перебороли физические недуги и моральные сомнения и начали танцевать. На творческий порыв Алисы и ее команды «PRO Движение» откликнулось более пятидесяти человек. Некоторые из спонсоров — людей, дающих деньги, — перечисляли по несколько тысяч рублей.
«Мы собирали деньги на гонорар съемочной группе. На самом деле нам требовалось больше заявленной суммы, но мы понимали, что у нас есть лишь месяц до финала нашего проекта, и оценили, сколько реально можно собрать за этот срок. Получилось 75 тысяч рублей. К этой сумме организаторы прибавили все налоги и свою комиссию. Получилось порядка 23%. Поэтому на сайте стоит конечная сумма 94500 рублей».
В итоге ребята собрали даже чуть больше. В случае плохого продвижения проекта и ожидания подарка от судьбы победы может и не случиться. Если к назначенной дате средства не собраны, все перечисленные средства возвращаются отправителям.
«К сожалению, нам не удалось довести дело до конца, так как не получилось выполнить условия должным образом. Нужно постить информацию каждые три часа, у нас же просто не хватало времени. Но я верю, что таким способом можно собрать денежные средства, если все делать правильно», — говорит о своем опыте Юлиана Родина, автор еще одного российского проекта.
Есть приятный момент, что один человек может подавать несколько проектов за год, при условии, что за предыдущий проект он уже раздал вознаграждения. Можно даже пробовать второй раз собрать на тот же фестиваль.
Сегодня на boomstarter.ru около 7 заявок на танцевальную тематику, тогда как на американском аналоге более трех тысяч. В основном это съемки клипов, организация поездок на чемпионаты и на летние интенсивы, создание спектаклей и фильмов. Анна Ошарова, сооснователь консалтинговой компании, специализирующейся на краудфандинге, уверена, что причина малого количества проектов — в нежелании узнать о такой возможности:
«В России самая большая проблема — незнание и нежелание, проще говоря, лень. Людям сложно сдвигать парадигмы, проще идти по накатанной схеме. Закостенелость в нас, в русских, есть и обломовщина».
Конечно, в США совершенно иное отношение к танцу и к мечте юных танцоров развиваться всеми возможными способами. Но и более душевные проекты не находят отклик у российской публики. Одна из предложенных заявок рассказывала об интересном фестивале, позволяющем каждому желающему научиться танцевать народные танцы под открытым небом. Деньги собрать не удалось.
«Это был наш первый опыт в краудфандинге, — поясняет Елизавета Фомина, один из организаторов. — Недостаточно подготовились, не изучили успешный опыт других проектов, не посоветовались с экспертами в этой области, в общем, уделили этому слишком мало времени, больше сил отдавали прямым продажам».
Впрочем, дело Елизавета и команда довели до конца.
«После того как не получилось собрать деньги коллективно, мы сфокусировались на прямых продажах проекта — коммерческих и бартерных. В итоге 85% бюджета составили бартерные партнерства, другие 15% — средства от коммерческих организаций».
Лиза тоже верит, что собрать деньги с помощью краудфандинга возможно и в России. Но система только формируется. Нужно серьезнее подходить к вопросу организации сбора средств. Лучше всего изучать успешные проекты и общаться с людьми, у которых это получилось. Сейчас есть много встреч и семинаров, где могут дать полезные советы. К тому же в последние годы отношение к технологии «с мира по нитке» активно западает россиянам в сердца, так же, как волонтерство и благотворительность.
«Любой проект, у которого есть конечная цель и точное понимание бюджета, может стать успешным, — уверена Анна Ошарова. — Главное — правильно подготовиться: интересно оформить проект, подготовиться к краудфандинговой кампании и достойно ее провести, выложившись по максимуму. Краудфандинг — инструмент, который помогает решить определенные маркетинговые и финансовые задачи, но, как и любым инструментом, им нужно научиться пользоваться. Не бездумно пулять проект, а заранее провести некоторую работу».
Оценить реальные возможности системы краудфандинга можно прямо сейчас. Пока готовился этот материал, на boomstarter появился проект международного фестиваля экспериментального танца
«Делая фестивали для танцоров, организаторы не думают о том, чтобы заработать. Как раз наоборот — большая часть суммы оплачивается из кармана самого организатора, – говорит Сергей Семикин, огранизатор фестиваля OYM. — Бумстартер — это шанс каждого танцора помочь в первую очередь себе. По сути, он инвестирует в собственное развитие — ведь сам на фестиваль придет, сам поучаствует и получит от этого опыт и эмоции».
За вознаграждение в 2222 рубля можно выбрать одну из тем для танцоров, а они с помощью танца раскроют ее. Тем самым вы станете прямым участником фестиваля. Но ребята будут рады любой помощи, ведь деньги для них способ оплатить непременные расходы, а не способ обогатиться.
Текст: Екатерина Перминова