Признайтесь, наверняка хотя бы раз вы задумывались о том, что хотите танцевать за границей. Может быть, поучиться в Broadway Dance Centre в Нью-Йорке, преподавать в Studio 68 в Лондоне или стать частью Alvin Ailey American Dance Theatre. Мечтать всегда нужно о чем-то большем, а начинать — с малого.
Именно так поступила Соня Франк. Она — танцор международного класса по спортивным бальным танцам, преподаватель современных направлений. Многие помнят ее по работе в Танцевальной Академии Лики Стич Dance Hero. Соня больше года жила и тренировала детей в школе New Eccles Hall School в графстве Норфокл, в городе Норидж. Туда она отправилась по программе Youth Exchanges Projects. Специально для WLD танцовщица рассказала о программе и о том, как провести год за границей, танцуя.
О программе
Я поехала по специальной программе изучать английский и французский языки и применять свои знания. У меня педагогическое образование. Программа волонтерская — обучение происходило взамен на то, что я работала в пользу школы, помогала детям и делала все, что умею. Я активно влилась в работу и жизнь школы. Уже через полгода мне предложили место преподавателя-хореографа официально, и я охотно согласилась и устроилась уже как педагог. Проработала там еще полгода и потом, к сожалению, у меня произошел сбой в организме — резко набрала вес и заболела. Мне пришлось поехать на обследование к врачам в Россию, которые посоветовали сменить климатический пояс и образ жизни. Меня захватила депрессия. Какое-то время я не могла танцевать. Но именно танцы помогли вернуться к жизни. И с 86 кг я преобразилась в свои 60. Затанцевала еще хлеще, чем раньше! Но это уже другая история…
Как попасть?
Я училась в языковой гимназии. Будучи школьницей, поехала по обмену на две недели в Англию, безумно понравился опыт общения с англичанами, их система образования и подход к обучению. Также во время обмена я по своему желанию давала танцевальные мастер-классы. Тем самым пропагандировала здоровый образ жизни среди молодежи. Со всеми контактами я общалась еще какое-то время. Через несколько лет организатор эксченджей рассказал про другие проекты Европейского союза и предложил поучаствовать. Я с радостью согласилась. Это целый год обучения в Англии языкам по Кембриджской системе, волонтерская работа в школе с детьми по своему направлению и другим предметам. Мне было интересно как педагогу вникнуть в сам процесс вместе с английскими учителями, увидеть, как делать, поучиться, сравнить.
О школе
Это boarding school, то есть школа-пансион. Дети учатся пять дней в неделю с ночевкой до выходных. В программу входят обязательные спортивные и творческие классы: крикет, танцы, регби, актерское мастерство, рисование, стрельба, скалолазание. Занятия по танцам проходили в специальном помещении для творчества с амфитеатром. У меня были группы от самых маленьких (5 лет) до подростков. Процесс обучения, как и общение, проходил на английском языке. Группы были по 10-15 человек. С дисциплиной в школе очень строго, и я старалась поддерживать такой подход.
Обучение
Я проработала универсальную развивающую программу для детей: давала несколько направлений, которыми владею, и результат меня порадовал. Основные направления — это бальные танцы: десять танцев, плюс основа классической хореографии, клубные, для тех, кто старше, и растяжка. Детям очень нравились латина, растяжка на зеленом поле для гольфа и, конечно же, хореография под современные хиты. Особенно Black Eyed Peace «Meet Me Half Way» и «Let’s Get The Party Started».
Младшие классы занимались по часу два раза в неделю. Я разбивала урок на разминку и основные базовые движения классической хореографии. Латину либо стандарт давала раз в неделю. Уже через четыре месяца на новогоднем перформансе малыши танцевали самбу и медленный вальс самостоятельно в парах! Средние и старшие занимались по блокам: классика-современная хореография-модерн либо клубные танцы и стрейчинг. Конечно же, основы основ — классика — дала свои результаты. Это касается того, как дети схватывали материал, как вели себя в других направлениях. Мне как педагогу было видно положительное влияние и внедрение базы на каждом уроке — помогало. Я практиковала импровизацию под разную музыку, работу в парах и растяжку. После этого опыта я продолжила преподавать детям, ведь до этого я обучала только взрослых.
Дисциплина
Дисциплина там очень и очень на высоком уровне. Английские дети считают, что молодой человек от старого ничем не отличается. Многие старшеклассники в момент эмоционального срыва, например, могут позволить грубую фразу, плюс там все на «ты». Ситуация обостряется вдвойне, поэтому преподаватели очень строги. Обращения начинают с «Мистер» и «Мисс». Очень важную роль имеет интонация. Каждое слово приходится контролировать так же, как и жестикуляцию. Англичане учат сдержанности, уравновешенности, вежливости и ни в коем случае не показывают какой-либо недостаток при разговоре и не позволяют это делать детям. Обязательно шьют каждому школьную форму в Кембридже: на выход и на повседневку. Украшения и мобильные телефоны во время школьного дня запрещены. Компьютеры разрешаются на всех уроках, так как применяются постоянно.
Язык
Я общалась с учениками на английском языке и, конечно же, не могла допускать ошибок. Бывали моменты, когда я просто не понимала, что произнес ученик, особенно поначалу — просила повторить, и это всегда работало. Большое внимание уделялось тому, что мы все очень разные — школа международная, разные расы, религии, семьи и т.д. Поэтому насмешки и унижение карались исключением из школы, на всех дверях было написано — «NO BULLING!»
Общение
Школа поддерживала идею того, что преподаватель должен не только быть примером и обучать на уроках, но и общаться в свободной форме с учениками в повседневной жизни — что-то подсказать, поговорить и поддержать ребенка, в том числе в поездках и на экскурсиях, которые организовывались каждые выходные, либо на спортивных мероприятиях.
Однажды мы поехали прыгать с моста и лазить по пещерам (rope jumping and caving). Я смотрела на детишек, как они преодолевали свои страхи, и была горда за них. Сама я очень боялась и ждала до последнего, особенно лезть в темную узкую пещеру с фонарем на голове. Дети меня так поддержали! Некоторые пошли со мной второй раз в пещеру со словами «Let's go, Miss Sonya! You will be ok!» И я смогла!
Международный опыт — это толчок к чему-то новому. Переняв его, можно добиться успехов в своей стране. Уже более двух лет Соня развивает собственную школу танцев в Москве и не собирается останавливаться на достигнутом. Может быть, стоит попробовать и вам?