Марианна Койцан родилась в Мурманске и в четыре года решила, что будет танцевать. Сначала занималась балетом, потом фольклорными танцами, а затем современными. Переехав в Москву, познакомилась с хаусом, хип-хопом, дэнсхоллом и хастлом, особенность которых в быстрых, страстных, непредсказуемых движениях. Подобная экспрессия часто увлекает людей, желающих внести в повседневную жизнь минуты фантастических эмоций и активных движений. Так Марианна оказалась в мире хаус.
Изучив все тонкости, сменила роль ученика на роль учителя. Преподавала в танцевальных студиях Just Dance, RaiSky, Model357, 5Points, Xfit. Выступала с командой Ragga Jam на Муз ТВ. Давала мастер-классы. А потом уехала за новыми знаниям в Америку.
В интервью WLD Марианна рассказала, кем работает, почему захотела учиться в США и как развивается хаус в России.
WLD: Как ты оказалась в США и чем занимаешься, кроме танцев?
Марианна Койцан: Для углубления знаний о хаусе, в 2012-м году переехала в Нью-Йорк. Занималась балетом и изучала контемпорари и капоэйра. Сейчас, кроме хауса, использую в работе разную музыку и разные стили: капоэйра, фло-ворк, экспериментал, контемпорари. Зарабатываю танцами и фотографией (стилист-фотограф), а также работаю консультантом по правильному питанию.
WLD: Чем тебя так увлек хаус, что ты сменила континент? В чем его уникальность?
М.К.: Если посмотреть выступления танцоров в стиле хаус, можно отметить, что они обладают неповторимым качем и выполняют все движения легко, словно пружинят на своих ногах. Быстрота исполнения говорит сама за себя, так как энергичная музыка с плавными переходами требует реализации широких пластических способностей. Культура танца хаус подразумевает, что каждый танцор воспринимает музыку по-своему и свое восприятие выражает в танцевальных движениях.
Несмотря на то, что хаус был рожден на основе базы Old School Hip-hop и множества элементов из других стилей: jacking (работа корпусом), footwork (работа ног), stomping (прыжковые элементы), lofting (работа в партере), a также stocking (игра с партнером), основу составляет индивидуальное восприятие музыки танцором, его чувства и эмоции. Поэтому стиль долго не имел своего названия и обозначался просто как Freestyle dancing.
Один из лучших танцоров Нью-Йорка, Ejoe Willson, считает, что «хayc oтличaeтcя oт хип-хопа тeм, чтo, кoгдa тaнцyeшь хayc, ты пoдчиняeшь cвoе тeлo самой мyзыкe, а не мyзыкaльнoмy битy, как в хип-хопе». Важны чувства, эмоции, ощущения. Следует отметить, что хаус — все-таки больше клубный танец, а не театральный, поэтому на собственном опыте я решила изучать клубную культуру, которая совершенно отличается от наших предубеждений.
WLD: В клубах ты изучаешь совершенно другой стиль?
М.К.: Ходить на классы и быть на вечеринках — это монета с двумя сторонами. И стороны должны быть в балансе. Классы хороши, чтобы тренировать технику и идеи. Но клубная жизнь должна присутствовать, потому что она помогает найти грув и филинг. В клубе ты один на один с музыкой, экспериментируешь с движениями. Поэтому, переехав в Нью-Йорк, я все больше и больше стала углубляться в новую клубную культуру. Самое большое отличие в том, что ты танцуешь рядом с людьми, которые присутствовали сами, либо их родители, когда традиции хаус только зарождались. Просто смотря на них, ты учишься. В классах этого не найдешь.
На мой взгляд, должен быть баланс между классами и исследованием своего голоса в танце на вечеринке, поскольку именно сессии играют очень большую роль в развитии собственного стиля.
WLD: Отличаются ли танцплощадки Москвы от Нью-Йорка?
М.К.: Смотря в какой клуб вы идете. Если мы говорим про культуру хауса, то, конечно, танец родился в Нью-Йоркских клубах. Здесь другая энергетика. Ди-джей и аудитория в таких клубах вибрируют на одной волне: ди-джей рассказывает свою историю через музыку, а танцующие воплощают эту историю в движение.
Часто идешь в клуб после долгого дня или в плохом настроении. Но как только переступаешь порог, тебя заполняет энергия. Это магическая атмосфера и невероятная мотивация. За одну ночь можно увидеть 3-4 круга, когда танцор один за другим выходит и экспериментирует с такими стилями как вог, хаус, вакинг, африканские танцы, брейк-дэнс, капоейра и др.
WLD: На какие мероприятия и вечеринки можно сходить в Нью-Йорке?
М.К.: Обычно выходные переполнены событиями. Каждое воскресенье танцоры и просто любители хаус музыки идут на вечеринку в «Funk Box», который основал Вуду Рэй. Мое первое знакомство с «Funk Box» было в 2011-м году, когда я приехала в Нью-Йорк на неделю. Я хорошо помню первое впечатление: спускаешься по лестнице в темном коридоре, где за закрытыми дверями играет хаус-музыка. Как только двери открываются, ты видишь несколько сапфиров (кругов), где в одном только брейкеры, в другом хаус-танцоры. В четыре часа утра, когда двери клуба закрываются, ты едешь домой безумно уставший, но абсолютно счастливый.
Другая вечеринка, которую я не могу не упомянуть, это «Shelter». Она существует вот уже 30 лет. Интересна тем, что начинается в три часа ночи и идет до следующего дня. В этих часах есть что-то магическое. Когда ты окружен музыкой, ты даже не замечаешь, что на улице утро. Что еще мне нравится в этой вечеринке — на нее приходят люди, старше тебя на 20-30 лет — те, что стояли у истоков хауса как танца.
Также стоит посетить мероприятие «Coney Island». Это событие происходит каждый год на берегу моря, где люди разных возрастов и национальностей наслаждаются хорошей музыкой, солнцем и загаром. Сюда обязателен головной убор и запас холодной воды, поскольку мероприятие обычно начинается в 12 часа дня и продолжается до восьми вечера.
Soul Summit — мероприятие, которое происходит в парке в Бруклине на протяжении всего лета. Больше 30-ти лет люди приходят сюда с детьми и друзьями ради общения, на пикник или просто ради хорошей хаус музыки.
Удивительно то, что на всех этих мероприятиях возраст, пол и национальность неважны. Тебе даже не нужно знать английский язык, чтобы общаться, так как люди общаются в основном не словами, а глазами и движением.
WLD: Ты следишь за развитием хауса в России — он развивается по схожему пути, самобытен или отстает на много лет?
М.К.: Тенденция развития хауса в России схожа с другими странами. В России много талантливых танцоров. Единственное, что отличается не только в России, но и в других странах: клубные вечеринки. Этот опыт вы можете получить только в Нью Йорке, где танец родился.
WLD: За кем из хаус танцоров ты следишь и за кем бы посоветовала? Для «правильного» изучения хауса.
М.К.: Персонально для себя стараюсь вдохновляться от разных стилей, поскольку хаус — это фьюжн. Исследование разных стилей танцев и музыки помогают мне строить свою историю и свой стиль. Меня вдохновляют очень многие танцоры. Особенно люблю смотреть на первое поколение: Frank Thomas, Cricket aka Jimmy Colter, Caleaf Sellers, Marjory Smarth, Tony McGregor.