Наш дизайнер Ксения Солдатенкова этим летом решила отправиться с мужем в танцевальный лагерь в Швеции. Мы попросили ее рассказать своими словами о фестивале, а также поделиться впечатлениями от танцев, которыми она никогда не увлекалась. Что из этого вышло, читайте в дневнике танцевального путешествия.
Что такое Херранг? «Херранг» — это танцевальный лагерь в Швеции, расположившийся на территории деревеньки с одноименным названием в 109 километрах от Стокгольма.
Здесь танцуют свинг 24 часа в сутки 7 дней в неделю люди разных возрастов и национальностей. Танцуют в Херранге все: начиная от уборщиц и заканчивая директором фестиваля.
Мы приехали в лагерь, чтобы научиться танцевать линди хоп и посмотреть, что представляет из себя танцевальный фестиваль в Европе. Людей, которые приезжают на «Херранг» впервые, называют девственниками. Это определение точно характеризовало нас: до феста мы посетили только один урок танцев и были совсем незнакомы с линди культурой.
«Херранг» открылся нам не сразу. Пару дней до начала занятий мы бродили по окрестным лесам, валялись на скалах, поедали землянику и купались в Северном море, своими пейзажами больше напоминавшем озеро Селигер. Мы с интересом глазели на мастер-классы, проходившие в уличных шатрах, раскинувшихся среди деревянных домиков. Нас удивляло, как фестиваль в 900 человек мог так гармонично вписаться в пространство шведской деревеньки и проходить буквально во дворах ее жителей. Нам нравились многоголосая толпа и открытость людей к новым знакомствам.
Порой казалось, что мы попали в машину времени, и нас откинуло лет на 70 назад. О том, что на дворе 2014 год, напоминали только мобильные телефоны в карманах. Отовсюду доносился джаз и чарльстон. По улицам ходили девушки в пышных юбках и платках, завязанных банданой на голове, проезжали парни на старых прогулочных велосипедах в штанах на подтяжках и шляпах-котелках. Казалось, местные жители тоже подыгрывали гостям фестиваля: в Швеции очень популярны ретроавтомобили и по улицам Херранга периодически прокатывались, гремя мотором, наполированные до блеска динозавры автостроения.
Наши занятия начались в воскресенье. В день у нас было три урока по 70 минут плюс вечеринка ночью. В конце первого дня занятий многие признались, что получили гораздо больше, чем за месяц аналогичных занятий в школе танцев на родине. Нас учили не только «ходить» и выполнять связки, нас учили ТАНЦЕВАТЬ, а это значит — слушать музыку, пропуская ее сквозь свое тело, быть расслабленным, получать удовольствие. А главное, оказалось, что в танце нет таких понятий, как «правильно» и «неправильно», все «ошибки» назывались вариациями. Нам позволили самим решить, что такое линди хоп для нас, и самим отыскать свой путь в танце.
После трех с половиной часов занятий нас ждали вечерние встречи, которые проводил один из организаторов фестиваля, Леннарт Вестерлунд, человек, возродивший интерес к линди хоп в Швеции. Именно на вечерних встречах мы ощутили дух «Херранга». Сначала нам казалось странным, что каждый вечер за час до встречи перед главным зданием фестиваля собирается очередь. Из любопытства мы присоединились к очереди и уже на следующий день были в первых рядах ожидающих. Оказалось, вечерние встречи были едва ли не самым интересным событием дня на «Херранге».
Там мы узнали, что «Херранг» — это не просто танцевальный лагерь, «Херранг» — это творческое коммьюнити, где ежедневно снимаются фильмы, проходят перфомансы, музыкальные джемы; это творческое коммьюнити с историей и мы ощутили себя частью этой истории.
Уникальность «Херранга» в том, что там никто не остается в стороне, каждый участник фестиваля независимо от уровня его знаний крайне важен и может внести свою лепту в то, каким будет и запомнится этот фестиваль. Мы ощутили себя частью большого творческого организма.
На встречах мы узнали, что лагерь существует с 1982 года и в первый год он представлял из себя недельный мастер-класс для небольшой группы танцоров — пионеров линди хопа в Швеции. Занятия вел Джон Кленси из Нью-Йорка. Фестиваль набирал успех и уже на второй год в Херранг съехалось 100 танцоров из Швеции. Постепенно лагерь начал привлекать внимание танцоров из заграницы.
Ключевым событием в истории «Херранга» стал приезд на фестиваль Фрэнки Мэннинга — преподавателя из США, который сформировал дух фестиваля и стал его легендой.
Фрэнки Мэннинг родился в 1914 году во Флориде. Он начал танцевать в раннем детстве и застал эру расцвета линди хопа в США. Будучи подростком, он посещал знаменитые танцевальные клубы Гарлема, участвовал в соревнованиях и был первым, кто ввел в линди хоп акробатические элементы. Позже Фрэнки стал хореографом танцевальной группы Whitey's Lindy Hoppers и танцевал c Нормой Миллер, известной под именем Королева свинга. Во время Второй мировой войны танцевальная группа распалась, так как многие ее участники были призваны в армию. Фрэнки создал еще одну танцевальную группу, Congaroos, которая просуществовала до 1955 года.
Интерес к линди хопу в Америке начал угасать, и Фрэнки устроился работать на почту, где трудился вплоть до ухода на пенсию. Фрэнки вернулся к преподаванию тридцать лет спустя, в середине восьмидесятых годов, когда в Америке зарождалась новая волна интереса к линди хопу. Фрэнки был приглашен на «Херранг» в 1989 году и вплоть до 2007 ежегодно преподавал на фестивале. Он заражал любовью к танцу, его тепла и внимания хватало всем. Фрэнки преподавал до конца своей жизни: он скончался в 2009 году в возрасте 95 лет.
Память о нем до сих пор бережно храниться на «Херранге». В главном корпусе лагеря есть зал, посвященный великому преподавателю. Здесь висят его фотографии, воспоминания учеников и коллег. Жаль, что нам не удалось застать Фрэнки при жизни, но, несмотря на это, кажется, что мы были с ним знакомы. Настолько сильно ощущается его присутствие на «Херранге».
Позднее к «Херрангу» присоединилась великая джаз-певица и танцовщица Дон Хэмптон. Дон родилась в семье музыкантов и уже в три года участвовала в семейном оркестре. Она пронесла любовь к танцам и музыке сквозь всю свою жизнь. В 2014 году ей исполнилось 86 лет. Дон все еще танцует и проводит мастер-классы. Кажется, что одной ее улыбки достаточно, чтобы предотвратить все конфликты в мире. Дон — живая легенда «Херранга», каждый вечер она делилась с нами историями из жизни, благословляла и вдохновляла.
Вечерние встречи были не только трогательными и лирическими, но еще и очень смешными. Леннарт, ведущий встреч, обладает уникальным чувством юмора. Он один из тех людей, который шутит, не пытаясь пошутить. Одна его манера говорить поднимает настроение и приковывает внимание. Вообще у линдихопперов очень интересное чувство юмора. Что-то на грани английского и хорошего ботанского юмора. Мы заметили, что линди хопом в основном увлекаются умные ребята, половину из них можно назвать ботаниками в хорошем смысле этого слова.
Еще одна важная традиция «Херранга» — это тематические пятничные вечеринки. Темой нашей недели был аэропорт. Никогда в жизни мы не видели такого разнообразия костюмов и такой тщательной организации. На входе нас встречали «охранники» с металлоискателями. «Сотрудники аэропорта» проводили нас в импровизированный самолет, мы заняли свои места, «стюардессы» разносили прохладительные напитки в тележке, на первом ярусе которой лежала другая стюардесса. Из окна бара на первом этаже вылезал желтый эвакуационный трап, а «грузчики» весь вечер кидали коробки с багажом на крышу главного здания. После «перелета» нас ждала ночь танцев под живой оркестр.
Что удивляет больше всего на «Херранге» — это любовь, с которой организован фестиваль. С любовью сделано все: начиная от блюда в столовой и лагерной душевой кабины и кончая мастер-классами. Очевидно, что организаторы не пытаются заработать на фестивале как можно больше денег. Их цель не только поделиться знаниями, но еще и отлично провести время вместе со всеми гостями, видно, что всех, кто задействован в фестивале, безумно прет от того, что они делают. За 32 года «Херранг» не стал для них работой, а остается любимым хобби.
Помимо организаторов над обеспечением жизни фестиваля трудятся волонтеры, которые в обмен на работу получают неделю мастер-классов. Получается, что на фестивале нет ни одного работника-нетанцора. «Херранг» создается людьми, влюбленными в танец.
Еще одна удивительная особенность «Херранга» — это ощущение безопасности. Мы жили в палатке неделю и у нас ни разу не возникло беспокойства за сохранность наших вещей. Люди спокойно оставляют свои гаджеты на зарядку в общественных местах, никто не привязывает велосипеды, все слишком увлечены танцами, чтобы заботиться о сохранности имущества.
Когда мы летели обратно с фестиваля, я думала о том, что дал нам «Херранг». Да, мы научились не топтать друг другу ноги на вечеринках, но это не главное. Мне кажется, «Херранг» сделал нас добрее. Добрее к людям и к себе. Не зря же говорила нам Дон Хэмптон, постукивая себя по груди: «Танцуйте, вы еще не знаете, что скрыто здесь внутри».
Инфо для тех, кто решил посетить «Херранг»:
1) Как доехать от аэропорта.
— трансфером, организованным «Херрангом» в дни заездов и отъездов (пятница, суббота, воскресенье). Стоимость — 300 крон на человека в одну сторону.
-— рейсовыми автобусами. Придется делать пересадки, но билет будет значительно дешевле — до 100 крон.
2) Проживание.
— кемпинг на территории школы, в Мальмене или Марине (1,5 км от школы). На территории кемпингов есть все удобства. Для любителей тишины лучше расположиться в Мальмене или Марине, для тех, кто хочет быть поближе к школе, можно расположиться на любой свободной лужайке у школы. Стоимость — 100 крон с человека за неделю.
— general accomodation/общежитие. Представляет из себя большую комнату с рядами двухэтажных кроватей. Подойдет для тех, кто не хочет мерзнуть в палатке, но способен спать в шумном месте. Стоимость — 200 крон с человека в неделю.
— размещение в частном секторе. Местные жители активно сдают жилье. Снять можно как целый дом, так и отдельную комнату. Цены варьируются.
— дом на колесах. По соседству со школой есть небольшая парковка для домов на колесах. Можно снять как целый домик, так и койку. Внутри есть мини-кухня. Цены зависят от уровня удобств. Мы видели предложения в 1500 крон за весь дом на колесах за неделю и 700 крон за койку. Это отличный вариант для тех, кто любит комфорт, но не готов позволить себе снять жилье у частников.
3) Питание.
— кафешки. На территории фестиваля есть кафе с разнообразной кухней: мексиканской, тайской, европейской. В среднем одно блюдо стоит 100 крон.
— Heaven’s kitchen. Местная столовая с отличным шведским столом. Есть блюда для веганов. Готовят очень вкусно и разнообразно. В столовую можно купить пропуск на завтраки и ужины за 980 крон на неделю. Либо платить за завтраки и ужины по отдельности. Завтрак — 70 крон, ужин — 13 крон.
4) Входные билеты.
На «Херранге» есть два вида «билетов»:
— мастер-классы и вечеринки. Включают в себя три мастер-класса в день по выбранному направлению и вечеринки.
— party pass. Посещение только вечеринок.
Помимо обязательной программы на «Херранге» есть масса бонусных занятий по различным видам танца.
Для бегинеров проводятся трехдневные уикенды.
Вся дополнительная информация здесь: www.herrang.com