Основатель Нидерландского театра танца начал свою карьеру в 1951 году в качестве танцовщика, а уже в 1957 году он поставил свой первый
Основа творчества ван Манена — музыка. Он ставил балеты на музыку Бриттена, Баха, Моцарта, Стравинского, Бетховена. И никогда не ставил балеты, основанные на литературе.
Ханс ван Манен: «Я не люблю пересказывать сказки и анекдоты, мне важно тело танцора и сам балет. Но внутри каждого моего балета есть напряжение, отношения между мужчиной и женщиной. И это для меня самое главное».
Также работал
Ханс ван Манен: «С музыкой происходит длительная история. Чтобы сказать, что я знаю музыку, мне нужно с ней жить, прослушать ее много-много раз. Но, слушая музыку, я не раскладываю ее на части. Я начинаю работать, когда прихожу в балетную студию. Тогда я точно знаю, где что будет, и начинаю раскладывать музыку вместе с конкретным танцовщиком. Звуки воплощаются в человеческом теле. Очень часто хореографы воспринимают музыку прямым путем, и, если есть определенный ритм, последуют определенные движения. Я стараюсь этого избегать. Это примитивно».
Есть в творчестве голландского хореографа и работа с русскими композиторами. В 2009 году для труппы Национального балета Голландии был поставлен балет «Waterfront» на музыку Мусоргского. В рамках постановки «Black cake» использованы мотивы Чайковского.
Ульяна Лопаткина — одна из немногих российских балерин, кому удалось поработать с ван Маненом. В этом году везунчиков станет больше — господин ван Манен планирует работать с балетом Мариинского театра.
Ханс ван Манен: «У меня всегда была мечта работать в Петербурге. Сейчас мне 82 года и я по-прежнему полон идей. Русские танцовщики сейчас во всем мире, и влияние русской балетной школы на меня огромно. В русском балете есть великая вещь — традиция. Это движения, шаги, положения рук и ног, которые передаются из поколения в поколения. И я считаю, что без традиций балет не может жить».
На русскую сцену хореограф перенесет лучшие работы. И обещает поставить что-то специально для своей новой труппы.
Ханс ван Манен: «Я не люблю застывших копий, на русской сцене будет, если хотите, интерпретация моих балетов. Для Мариинского театра я создал целую программу. Выбор этой программы не зависит от меня, потому что владельцы репертуара — директора театра. Но, я надеюсь, мои ассистенты, которые приедут в Петербург работать с танцовщиками, сделают все аккуратно, точно и учтут индивидуальности исполнителей. А поскольку Мариинский театр полон индивидуальностей, мои балеты приобретут новый оттенок».
С новой труппой, уверен ван Манен, начинать нужно со старого репертуара, но, познакомившись с танцорами, познав их, он страстно желает поставить что-то новое для Петербурга. Новаторство — отличительный признак работ Ханса ван Манена. Он любит экспериментировать, заставлять публику удивляться. В одной из его недавних работ «Dances with Harp» главная роль отведена не танцорам, а арфисту.
Ханс ван Манен: «Полтора года назад я был на приеме, где встретил арфиста. Он был совершенно невероятный, и у меня сразу возникла мысль создать что-нибудь под его аккомпанемент. И спустя какое-то время я получил письмо от этого молодого человека, ему было всего 22 года, с вопросом, нельзя ли что-то поставить под его музыку. Мы встретились и в течение последних 1,5 лет подбирали музыку. Очень тщательно подбирали, что играть. Музыкант занимает на сцене особое место, чтобы публика видела игру рук».
За свою карьеру ван Манен поставил более 120 балетов и каждый — особенный. А все его танцовщики как на подбор. Впрочем, они действительно на подбор. Балетмейстер сам выбирает своих исполнителей и считает, что все они являются его вдохновением.
Текст: Екатерина Перминова