Что первым приходит вам на ум при упоминании Кубы? Свобода? Революция? Эротичные танцы? Завораживающая ночная жизнь? Если дождливыми вечерами вы мечтаете перенестись в клубы Гаваны и насладиться музыкой, под которую просто невозможно не танцевать, то фильм «Грязные танцы-2: Гаванские ночи» — отличный вариант, чтобы поднять себе настроение.
Несмотря на цифру «2» в названии, фильм не является продолжением культовой картины 1987 года с Патриком Суэйзи и Дженнифер Грей в главных ролях. События фильма 2004 года разворачиваются на фоне Кубинской революции, в ноябре 1958 года. Такой выбор временного отрезка не случаен: за несколько лет до съемок «Гаванских ночей» будущий сценарист картины Питер Сагал написал историю о девушке, которая влюбляется в молодого кубинского революционера. Сагал основывался на жизненном опыте продюсера Джоанн Янсен, которая жила там в 1958-1959 годах. Фильм по его сценарию так и не сняли, но когда продюсер Лоренс Бендер решил взяться за новую версию «Грязных танцев», он использовал сюжетную линию из сценария Сагала.
В фильме «Грязные танцы-2: Гаванские ночи» прослеживаются мотивы и сюжетные ходы из первой картины: строгие родители, ссоры с сестрой, тема социального неравенства. Главная героиня — все та же молодая девушка, которая не хочет перенимать привычки представителей высшего общества. Остается и энергетика «запретных» танцев. Переезжая на Кубу, Кэти сталкивается с миром, который живет по другим законам, а все то, чему она училась в Соединенных Штатах, здесь практически ничего не значит. «Лучше фокстрот учи» — чуть ли не самая обидная фраза, которую слышит девушка от кубинца Хавьера.
Сдержанные и отточенные движения европейских бальных танцев на Кубе проигрывают более чувственному и естественному взаимодействию партнеров. Ведь если Куба — остров свободы, то настоящий кубинец выражает свою свободу в танце.
Кубинскую свободу через танец в фильме выражает мексиканец. Диего Луна, ставший известным массовому зрителю после выхода картины «И твою маму тоже», даже не смотрел первый фильм к моменту подписания контракта на съемки в «Гаванских ночах». Более того, он никогда не занимался танцами, а о своих способностях он сказал следующее: «Я ужасный танцор. Мне надо сильно напиться и видеть перед собой красивую девушку, чтобы танцевать».
Или ему очень понравилась партнерша по съемочной площадке, или усиленные тренировки до съемок фильма (10 недель по 8 часов в день) дали свои результаты: Луна двигается живо и естественно, даже не верится, что танцы вошли в его жизнь достаточно поздно.
Британская актриса Ромола Гарай исполнила роль Кэти Миллер — дочери бывших танцоров. До начала работы над фильмом она тоже не занималась танцами. Возможно, именно многочисленные тренировки за несколько недель до начала съемок помогли ей воссоздать процесс обучения на экране: на смену неуклюжим движениям Кэти в начале фильма приходят грациозность и раскованность финальных сцен.
Хореографами картины выступили Миранда Гаррисон и Аллен Уоллс, которые не впервые учат киноактеров двигаться и ставят эффектные танцевальные номера для романтических мелодрам. Уоллс в числе других постановщиков работал над картиной «Давайте потанцуем», снялся в эпизодической роли танцора в фильме «Одинокие сердца». Миранда Гаррисон тоже не раз выступала хореографом-постановщиком на съемочной площадке, еще она имеет за плечами несколько актерских работ. Выступления Бэйби и Джонни в «Грязных танцах» — в том числе и ее заслуга, она также исполнила эпизодическую роль Вивиан. В 1988 году Миранда Гаррисон появилась в фильме «Сальса», где сыграла владелицу бара и показала, что великолепно владеет одноименным танцем. В 1990 году она танцевала ламбаду в фильме «Запретный танец».
Патрик Суэйзи исполнил привычную для себя роль учителя танцев, на этот раз эпизодическую. И хотя в этом фильме он не учит слушать ритм сердца, держать равновесие, не репетирует поддержки в воде, появление актера напоминает нам, что именно он стал символом по-настоящему «грязных» танцев для миллионов зрителей по всей планете.
Фильм «Грязные танцы-2: Гаванские ночи» во многом проигрывает своему культовому предшественнику, зато дарит отличное настроение, желание ближайшим рейсом вылететь на Кубу и танцевать, танцевать, танцевать… А что еще нужно от фильма о танцах?
Текст: Алена Братухина