Тишина прерывалась абстрактной музыкой и вспышками фотоаппаратов. В ЗИЛе прошел фестиваль «Танцевальная платформа». Хореографы из России и США представили свои перформансы в стиле contemporary. Всего за три дня было показано восемь работ.
Сперва кажется, что все очень просто. И даже хочется сказать: «Я тоже так могу: выйти, полежать на полу, поменять позы, пройтись по сцене». Но на самом деле за этими простыми, на первый взгляд, движениями стоит внутренний мир человека. Каждый перформер закладывает тонкий смысл в свою работу. И иногда зрителям не понять его без комментариев хореографа.
Джен Розенблит (Jen Rosenblit) и Аддис Гонзалес (Addys Gonzales), участники фестиваля из Нью-Йорка, показали отрывок из своей большой работы. Они поразили зрителей необычностью образов, нестандартностью мышления и даже пением.
Существует стереотип среди танцоров: в США танцы — востребованная профессия. Джен опровергла этот миф. Помимо хореографических постановок она также занимается преподаванием и административной работой: «В США нет структур, которые бы поддерживали искусство в достаточной мере».
Еще один перформер из Америки, Артуро Видич, называет себя не просто хореографом, а танцевальным художником. Или, точнее, просто художником. Потому что помимо хореографических постановок в его портфолио есть и другие работы.
В рамках платформы он продемонстрировал две постановки. «Body island» — видеоперформанс. В нем Артуро принимал участие как хореограф и режиссер. Вторая работа «Break in reverse» — выступление, которое зрители увидели непосредственно вживую, в исполнении автора. В своей хореографии он использовал палки. Оказалось, нашел их за час до показа, недалеко от ЗИЛа, а идея их использовать пришла ему в голову двумя часами ранее.
Артуро Видич: «У меня было что-то вроде репетиций. Этот материал появился из большой работы, которую я представил в ноябре в Нью-Йорке. Таким образом, здесь, в России, я показал небольшие отрывки, скомпонованные заново. И как вы понимаете, в большей степени это импровизация. Та же самая идея, но абсолютно другая композиция. Это создает иную поэзию того, как я использую импровизационную партитуру. У каждого есть какие-то неудачи в жизни, драма, боль, и все то, что вы делаете с этой энергией, — печаль, злость. И как раз год назад я решил сделать перформанс о том, что никак нельзя вернуть время вспять и что-то изменить».
Российские танцоры не только перенимали опыт иностранных коллег, но и сами принимали участие в фестивале. Были показаны работы хореографов Александры Портянниковой, Дарьи Плоховой, Ольги Вавиловой, Константина Челкаева и Банзая.
Каждый перформер удивлял своим видением и осознанием мира, отношений, любви. Иногда во время выступлений в зале были слышны смех и недопонимание. Такое оно, загадочное современное искусство. И, наверное, его нужно не оценивать, а стараться понять.
Текст: Елена Шумихина