С 6 по 14 декабря в Москве прошел четырнадцатый Международный фестиваль театров танца ЦЕХ*. Современные постановки в этот раз представили российские и швейцарские танцевальные компании.
*Международный центр танца и перформанса. Его история началась в 1998 году. Тогда в интернете появилась первая интернет-база современных театров танца. В 2000 году — творческое объединение ЦЕХ. Сейчас оно функционирует как информационная, продюсерская, проектная и образовательная площадки.
В первые дни фестиваля в культурном центре ЗИЛ прошел совершенно необычный перформанс «Серьезный шаг». Это работа швейцарского хореографа Николь Сейлер. К сожалению, присутствовать на показах она не смогла по причине болезни, но мы пообщались со звукорежиссером, работающим в ее компании. У Николь около пяти пар танцоров в разных странах для показа этой работы. Важно, чтобы танцовщики говорили на одном языке со зрителями. В России это Татьяна Щербань и Татьяна Тарабанова.
Уникальная особенность постановки в том, что один танцор находится в зале. Другой в этот момент на связи в скайпе. Более того, Татьяна Тарабанова действительно находилась на другом конце земли, в Америке. Суть в том, что зрители помогают танцовщикам описывать движения. И Татьяна из скайпа должна повторять движения партнерши, опираясь только на слова зрителя, у которого в данный момент микрофон.
Последние активно втянулись в действо. Микрофон гулял по залу, и многие пытались сделать невозможное возможным — описать словами танец. Интерактивность удалась!
В следующие дни прошли показы «Забыть любить» Екатеринбургского театра «Провинциальные танцы». Это совместная работа российских и голландских хореографов. В ней отразилась актуальная тема мнимой жизни в интернете: «Неужели мы забыли о «старомодном» общении, когда люди находятся в одной комнате, смотрят друг другу в глаза, быстро реагируют, касаются друг друга, будучи открытыми и уязвимыми…»
Шквал обсуждений вызвал неоднозначный перформанс «Моменты», созданный хореографом Ольгой Цветковой, композитором Владимиром Горлинским и драматургом Михаилом Дурненковым. Почти в течение часа участники импровизированно двигались по сцене, пытаясь вырваться из схемы. Взоры зрителей были прикованы к происходящему в полной тишине. Но, как отметили на обсуждении, современной аудитории иногда достаточно услышать два слова: «инсталляция» и «перформанс», и они готовы внимательно смотреть.
Компания «Диалог Данс», лауреат двух премий «Золотая маска», погрузила зрительный зал в напряженную обстановку. Нагнетающая музыка, резкие движения, нервный смех актеров — это «Неврастения», спектакль, в котором история одной болезни выражается языком тела.
Завершила девятидневный марафон современной хореографии постановка «Тараб» в исполнении швейцарской компании 7273. Зрители увидели настоящий современный танец: с рисунками и перемещениями. Конечно, в этом перформансе каждый увидел для себя идею и смысл, но он был заложен в хореографию ненавязчиво и без излишнего сюрреализма.
Современное искусство неоднозначно. Не стоит допытываться у постановщиков, что конкретно они хотели сказать и показать. Ведь в этом и есть магия современной хореографии — думать и проецировать на себя.
Текст: Елена Шумихина
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля ЦЕХ'14.