«Я показываю — вы повторяете». Именно так в большинстве случаев проходят занятия танцами. Педагог придумывает хореографию, а ученики добросовестно копируют движения. И так раз за разом, класс за классом… Это входит в систему. Привычный способ обучения. Поэтому, когда в один прекрасный день слышишь: «А следующие две восьмерки надо поимпровизировать!» — невольно наступает онемение, и в коленки приходит дрожь. Чувствуешь себя так, как будто никогда вообще не танцевал, теряешься, не знаешь, что делать. Становится страшно. Как же этот страх побороть?
Для начала стоит понять, что такое импровизация. Если верить всезнающей Википедии, то импровизация — это «произведение искусства, которое создается во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания». Импровизация в танце — это сам танец в чистом виде, его квинтэссенция. Звучит музыка, и ты, не задумываясь, ныряешь в процесс. В теории, казалось бы, легко. Просто бери и танцуй, никаких правил. Это гораздо проще, чем заучивать связки. Ничего страшного в импровизации нет. Но чего конкретно мы все равно боимся?
С возрастом мы все больше начинаем акцентировать внимание на том, что же подумают другие, как я выгляжу со стороны, красиво ли то, что я делаю, правильно ли. Этот поток бессвязных мыслей буквально парализует тело, поэтому, когда звучит музыка, вы просто стоите и ничего не можете показать.
Решение. Запомните раз и навсегда. На вас лично никто не смотрит. Каждый любуется собой, и вам тоже не следует ни на кого смотреть. Чувствуйте свое тело, а не заглядывайтесь на то, что делают другие. Танцуйте для себя, чтобы нравилось вам.
Мы все очень хорошо знаем, что не умеем и не имеем. Вращения, прыжки, сложные степы, изоляция, шпагаты… Так хочется все это сразу показать и натанцевать, но ведь не получается же, «я не умею»! И это «не» сильно сдерживает во время импровизации.
Решение. Ограниченный запас техники, недостаточный уровень физической силы и растяжки — дело поправимое. Главное — упорство, целеустремленность и практика. Ходите на кардинально разные стили, развивайте и воспитывайте свое тело, и все придет. Тем более виртуозная техника важная, но не самая нужная вещь в импровизации. Это скорее козырь, который можно использовать. Иногда танцоры, которые имеют всё, также испытывают трудности, если нужно импровизировать.
На классах по импровизации чаще всего надо танцевать под трек, вам не знакомый. Становится страшно не попасть в биты, сделать что-то неправильно, мимо музыки. Мелодия становится главной, мы стараемся успеть за ней. Возникает суматоха. Как итог — импровизировать не получается.
Решение. Практика. Дома, в дружественной обстановке, включите незнакомую песню и танцуйте. Как угодно, что угодно. Полная свобода самовыражения, никаких рамок — вот что такое импровизация. Попробуйте взять это за привычку. Просто танцевать дома. Каждый день. Получайте от процесса удовольствие. Придумывайте сами себе различные задания, чтобы разнообразить танец. Изображайте животных, танцуйте только рукой или ногой, попробуйте «написать» свое имя, представьте, что вы в воде или в космосе. Включите воображение и нафантазируйте что-то максимально нехарактерное и неудобное лично для вас. Что-то, что никогда не пробовали. Такой опыт поможет научиться чувствовать музыку и понимать тело.
Невозможно преодолеть страх перед импровизацией, если заниматься редко, из-под палки, когда педагог заставит. Практика очень важна. Ходите на джемы, ищите студийные классы. Когда научитесь быть счастливыми от того, что танцуете просто так, независимо от всего, именно тогда вы сможете ощутить ту свободу, которая приходит во время импровизации.
Со страхом боролась Гульнара Гайфуллина.