Современный танец в Финляндии — одно из самых быстроразвивающихся направлений искусства. Он на пару шагов опережает развитие современной хореографии в России, отличаясь большей концептуальностью и технологичностью. Однако наш зритель вполне готов идти дальше и развиваться на европейском уровне — хореографию своих ближайших соседей в эти выходные наблюдали жители Санкт-Петербурга, и, надо сказать, ни один не зевнул.
На площадке «Скороход» прошел второй из задуманных коротких фестивалей с префиксом SKORO — выходные с иностранными гостями стали альтернативой масштабным и, что уже скрывать, финансово затратным фестивалям.
«Большие фестивали не всегда удается проводить, в том числе и по экономическим соображениям, — рассказывает куратор SKORO Finnish Dance Олеся Казакова. — Поэтому мы решили сделать арт-уикенды, где идет фокус на театры современной хореографии определенной страны. В прошлом месяце прошел уикенд польского танца, а сейчас мы бы хотели показать финнов. Несмотря на то что они так близки к нам географически, и, казалось бы, мы все о них знаем, современный танец знаком нам не так хорошо».
Работы для уикендов собирали путем открытых заявок, и в течение двух недель откликнулось порядка пятидесяти хореографов. Олесю поразила многогранность финского танца, и она непременно захотела показать ее российскому зрителю, поэтому на сцене не только молодые таланты, но и успешные, известные в Европе хореографы, а помимо привычной танцевальной пластики много интересных находок.
«Есть очень концептуальные работы, где в кордебалете, например, участвуют доски. Это постановка Sonja Jokiniemi — уникального хореографа, писателя и психолингвиста. Она работала с аутистами, изучала подробно невербальные коммуникативные коды. И этот спектакль был еще одним способом найти новый коммуникативный код, — говорит Олеся Казакова. — Также, например, Вера Лапицкая — молодой финский хореограф с русским именем, которая создала коллаборацию с музыкантом, чтобы показать, что в танце можно уйти от заданной музыки».
Более привычная в плане пластики движений — постановка Алпо Алтокоски. Алпо — один из самых состоявшихся хореографов в Финляндии. В течение 30 лет его работы были представлены на финских и европейских фестивалях. Его также знают в Латинской Америке. В России чуть менее и кураторы проекта очень хотели рассказать о нем большему числу зрителей. Спектакль «Deep» Алпо придумал в год создания своей компании Alpo Aaltokoski Company, 1995-м, но вряд ли хоть один зритель в зале мог предположить, что родилась постановка не в этом сезоне. Спектакль отличается актуальной темой и мультмедийностью — финны любят природу, но не меньше ценят технологии.
Deep trailer from Alpo Aaltokoski Company on Vimeo.
Перед спектаклем WLD удалось пообщаться с хореографом и спросить, почему же именно эту работу Алпо отправил на фестиваль.
А.А.: В других моих постановках задействовано так много танцоров, что они не встают на эту площадку технически. Сразу стало ясно, что должна быть представлена сольная работа. У меня есть два соло — одно исполняет девушка, а другое я сам. Я никогда раньше не был в Петербурге, не видел российского зрителя и очень хотел приехать сам. Мне нравится исполнять этот спектакль, его часто «заказывают» по всему миру, поскольку, несмотря на возраст, темы и вопросы, которые я в нем поднимаю, не устаревают.
WLD: Слышали что-то о российском зрителе раньше?
А.А.: У меня не было никакого представления о том, каков зритель современного танца в России, но я могу попытаться угадать. Россия — страна с богатой культурой, Петербург — город с богатым культурным багажом, вероятно, зритель здесь культурно образованный. И, наверное, зрителя современного танца здесь меньше…
WLD: Спектакль создавался в то же время, что и компания, — с каким багажом знаний вы подходили к нему тогда и изменилось ли что-то теперь?
А.А.: Надо сказать, что сначала возник фильм, в том же 95-м (в 2000-м Алпо сделал сценическую постановку. — Прим. WLD). В фильме я запечатлен молодым танцором и хореографом, и если брать меня как точку отсчета, то сейчас, спустя 20 лет, я изменился физически. Уже это дает возможность увидеть диалог между мной теперешним и тем, каким я был тогда. Интересно продолжить эту дорогу и увидеть, что же будет, когда мне будет 90 лет. Что касается хореографии, за это время она не изменилась ни на грамм, но сам спектакль становится точнее с каждым годом. И физически, и с точки зрения понимания моей работы.
WLD: Вы руководите компанией больше 20 лет, сложно ли мотивировать людей на продолжительную работу, удерживаться на плаву?
А.А.: В компании за 20 лет танцоры менялись от проекта к проекту, но, конечно, руководство требует очень большой работы. Это не та работа, которую ты делаешь один, тебе нужна хорошая рабочая группа. У нас есть продюсеры, которые вкладывают усилия, планируют задолго наперед. Основная проблема, как, наверное, и в России, откуда будет поступать финансирование. Проблема существует и для молодых, и для профессионалов, когда приходится в течение нескольких лет работать на энтузиазме, чтобы себя зарекомендовать и дальнейшем получать большую или меньшую поддержку от правительства или в виде каких-то грантов. Могу сказать, что мы сходили в академию танца Эйфмана и видно, что туда город вложил очень много финансирования, сил и времени. Но в то же время Эйфман уже сколько лет работает и сколько лет потратил, чтобы зарекомендовать себя и свою деятельность?! Поэтому важно не сдаваться.
Постановку Алпо, впрочем, как и каждую из восьми представленных работ, благодарный зал принял аплодисментами, хотя часть зрителей явно осталась в недоумении от половины увиденного. И все же они пришли, значит, готовы учиться. Очень скоро жители Петербурга смогут насладиться и другими уикендами с префиксом SKORO, понять, что происходит в разных странах в области танца и театра. В феврале ожидаются гости с Мальты, в марте из Португалии, а в конце апреля из Германии. Также в Петербург приедут испанцы и итальянцы. Чтобы не пропустить выступления интересующей вас страны, следить за обновлениями можно у нас на сайте в рубрике «Афиша».
Перформансы посмотрела Екатерина Перминова.
Фото: Арина Нагимова