Полька – быстрый, живой, простой в исполнении среднеевропейский танец и жанр танцевальной музыки. Многие считают его польским народным танцем из-за названия, хотя это не совсем так. История у польки интересная и начинается в 30-х годах девятнадцатого столетия.
Mon papa ne veut pas
que je danse, que je danse,
Mon papa ne veut pas
que je danse la polka!
Мой папА запрещал,
Чтоб я польку танцевала!
Мой папА запрещал,
Чтоб я польку танцевал!
Песенка, которую исполняет в собственном переводе Костик - молодой авантюрист из к/ф «Покровские ворота», отнюдь не лишена смысла. В середине девятнадцатого столетия танец действительно запрещали танцевать дочерям в приличных семьях, считая это дурной и безнравственной выходкой. Но обо всем по порядку...
Существует легенда, основанная на летописях Богемии (сегодняшней Чехии), что танец был придуман крестьянской девушкой Анной Слезак в Лабской Тынице в 1834 году. Случилось это в праздничный воскресный день. Мелодия была взята из народной песни «Дядя Симла, приведи белого коня». Анна станцевала шуточный танец, который сразу полюбился местным жителям. Через год его начали танцевать в бальных залах Праги и преподавать в школах. Изначальное название чешского танца - «пулка» (половина). Оно обозначало главную особенность танца – быстрый переход с одной ноги на другую, его танцевали в "полшага".
Существенным событием в истории танца стала полька, которую станцевал Рааб, преподаватель школы танцев из Праги, в театре «Одеон» в Париже в 1840 году. Танец Рааба возымел огромный успех у зрителей, таким он был веселым и заразительным. Парижские учителя танцев ухватились за «новинку» и начали его практиковать в своих салонах, школах танцев и бальных залах. Один из знаменитых французских мастеров танца говорил о том, что полька способна «выхватить» молодых людей «из равнодушия и апатии».
Как только полька стала популярной, появилась и обратная сторона медали ее простоты и озорного характера. В качестве партнерш и преподавателей для этого танца школы стали приглашать девушек из балета Парижской оперы, славившегося «длинными танцами» и «короткими юбками». Вполне естественно, что это привлекло множество молодых людей, заинтересованных не столько самими танцами. Атмосфера нравственности в школах танцев и в танцевальных залах, где танцуют польку, стала темой пересуд и сплетен. Так танец приобрел дурную славу. Многие родители в приличных благополучных семьях запрещали своим дочерям танцевать этот танец.
Как раз к этому времени полька «переплыла» океан и стала известной в Соединенных Штатах. Именно там, после второй мировой войны, польские иммигранты, увидев польку, приняли ее за свой национальный танец. И у польки появилась новая жизнь, это один из немногих танцев крестьянского происхождения, который не только попал в бальные залы, но и пережил столетия.
Польку танцуют до сих пор. Это импровизированный набор быстрых движений ногами, галопа и кружения в паре. Некоторое время полька имела более строгий характер очередности движений, но затем снова стала импровизацией в определенном стиле. Этот живой, беззаботный танец сегодня любят исполнять самые юные танцоры в различных детских танцевальных соревнованиях, да и взрослые не прочь «подурачиться» и станцевать незамысловатый, но популярный танец.
Текст: Елена Бредис