Современное искусство подобно физике: нужно взять базовые знания и на их основе создать нечто новое.
Когда Жиль Жобен выиграл грант на прохождение стажировки в Европейском Центре ядерных исследований — крупнейшей в мире лаборатории, изучающей взаимодействие элементарных частиц, он мало что понимал в естественных науках. Взросление в творческой семье и изучение хореографии в течение всей жизни сформировали определенный угол зрения. Однако ему всегда была интересна механика движения, поэтому задачей стажировки стало создание постановки, в которой соединялись бы творчество и наука. Результатом изучения квантовой физики в содружестве с целым штатом ученых помогло хореографу понять, как взаимодействуют частицы в ядре, он увидел в этом танец, который и перенес на сцену.
Спектакль «Квантум» — прямая адаптация законов, работу которых он изучил. Он вышел в 2013-м году и успешно идет на европейских площадках до сих пор, но считать тему закрытой Жиль не мог и создал еще один спектакль на основе своих знаний — Força Forte (Ядерное взаимодействие). Его мировая премьера состоится сегодня, в Петербурге, в рамках фестиваля Skorohod Swiss Week.
Объяснить в двух словах сложные физические понятия — задача не из простых, но Жилю это удалось:
«В физике существует четыре фундаментальных взаимодействия и одно из них «сильное(ядерное) взаимодействие». Мне было интересно его противоречие: то, что самая мощная сила работает с мельчайшими частицами. Оно отвечает за связь между кварками (теми самыми фундаментальными частицами). Когда частицы приближаются друг к другу, они слабо взаимодействуют, а чем дальше друг от друга они расположены, тем сильнее между ними притяжение».
Эта аналогия легка в основу постановки. Жилю также хотелось поработать с визуально наглядным материалом, поэтому он воспользовался цветами, которые физики обычно используют для описания взаимодействия частиц — красный, синий и зеленый. А чтобы зрителю было легче воспринимать постановку, он использовал образы ковбоев — яркие и известные во всем мире. И всё же вопрос, который наверняка останется у зрителя в конце спектакля: что же хотел сказать художник? Ответ: то, что вы подумали, увидев спектакль.
«Я стараюсь не доносить ту идею, которую я задумал. Я лишь намекаю на концепт, который стал мне интересен, — говорит хореограф. — Мне важно, чтобы у зрителя родилась своя собственная, совершенно отличная от моей задумки, картинка и иной вывод из работы. Мой папа абстрактный художник и те же принципы работают в его живописи. Там нет истории как таковой, есть сочетание красок, форм и они рождают у видящего какое-то свое восприятие».
В команде этой постановки всего пять человек: танцовщица Сюзана Банадес Диаз, дизайнер по костюмам Жан-Поль, технический директор и дизайнер по свету Мари и менеджер компании Розин. Чтобы объяснить им свою задумку, хватило одной картинки, демонстрирующей работу ветряков: одна частица движется определенным образом, тогда как другая — совершенно иным. При их столкновении происходит то, что и называют сильным или ядерным взаимодействием.
По словам куратора Надежды Гранкиной, организовать фестиваль в этом году было чуть сложнее по понятным причинам, однако она уверена, что именно в Питере есть зритель, который ищет такие постановки.
«Придут или не придут зрители — это всегда пугает, поскольку современное искусство, особенно танцевальное, все еще не так популярно в Петербурге, как нам того хотелось бы. Всегда остается загадкой, полный ли будет зал, — говорит Надежда. — Однако в любом месте России, даже в маленьком городе, есть тот зритель, которому современные постановки по вкусу. А в Санкт-Петербурге таких людей много. Им просто нужно дать шанс увидеть».
Жиль и вовсе не понимает, почему современное искусство вдруг может оказаться в рамках круга определенных людей. По его словам в Европе интерес к таким постановкам велик. Впрочем ему не так важно, сколько зрителей придет на спектакль, а потому площадка «Скороход», где вмещается не больше 100 зрителей, для его новой работы идеальна.
Это не единственный спектакль Skorohod Swiss Week. Помимо Жиля в Петербурге ожидается постановка дуэта Шаффер и Стауффер и работа Александры Бахзетзис. Все они разные, но подчиненные одной теме — демонтаж танца. Это лейтмотив фестиваля в этом году. Все хореографы, как и Жиль, предлагают разобрать спекталь на движения и увидеть, на чем строится их искусство. Если хотите изучить танец под микроскопом, самое время купить билет.
Спектакль посмотрела Екатерина Перминова.
Фото: Grégory Batardon