Итак, 27 мая 2012 года мы собрали гостей на экспериментальном мероприятии. Наш Учебный бал был одновременно возможностью потанцевать в хорошей компании и практическим уроком, который, как я надеюсь, помог кому-то запомнить и осознать, как применяются на практике азы бального этикета.

Я уверен, что большую часть того, о чём мы говорили, вы слышали уже не раз на занятиях историческими танцами или читали в художественной литературе. Однако в бальной зале зачастую самые элементарные вещи вылетают из головы – от непривычности обстановки, собственного внешнего вида, смущения или волнения.

Бал отличается от множества других развлекательных мероприятий в первую очередь тем, сколь многое на нём зависит исключительно от гостей. Здесь нет актёров и зрителей, хоть и бывают выступления, показательные номера и театрализованные интермедии, здесь каждый гость – и актёр, и зритель, и самый строгий критик. На современных балах зачастую можно встретить людей, которые надели арендованное платье, соответствующее дресскоду (и это в лучшем случае!), и считают, что этим их вклад в мероприятие и должен ограничиться. Дамы приходят без макияжа, с обычными причёсками или распущенными волосами, кавалеры, пользуясь гендерной несбалансированностью, вообще откровенно пренебрегают костюмом, при этом те и другие ведут себя так же, как вели бы, скажем, на дискотеке в ночном клубе, а потом удивляются, почему же они не ощутили какой-то особенной атмосферы, да ещё и организаторы бала вкупе с отдельными гостями почему-то смотрели на них откровенно змеиными взглядами. 

Появление на балу в идеале должно быть венцом длительной и кропотливой подготовки, оно должно продемонстрировать не только ваше умение танцевать, но и умение со вкусом одеться, правильно подать себя, быть остроумным, галантным, утончённым, интересным. Умение играть. Играть роль и играть в эту увлекательную игру, имя которой – Бал. 

То, как нас воспринимают окружающие, складывается из множества мелочей. И костюм, соответствующий дресскоду – это только одна из них. Мимика, жестикуляция, интонации – всё это должно сложится в целостную картинку. Что даст нам в такой ситуации вежливость и знание этикетных правил? Если мы знаем, как поступить в данной ситуации, мы уверены в своей уместности, мы уверены в себе и том, как мы выглядим. Уверенность в себе привлекает. А будучи совмещённой с внимательностью к окружающим, которая составляет собой основу вежливости - привлекает вдвойне. 

Разумеется, сейчас мы говорим не столько о строго исторических балах, посвящённых определённой эпохе, сколько о балах со смешанным дресскодом и танцевальной программой, позволяющих потанцевать как любителям Ренессанса, так и фанатам вальса. Однако правила, на которых мы остановимся, неожиданно окажутся общими для очень многих стран и эпох, несмотря на разнообразные нюансы. Потому что первым и универсальным правилом этикета для любого бала будет «ведите себя так, чтобы окружающим вас было приятно вас видеть, танцевать с вами и общаться». 

Этикет по умолчанию подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно их положения, пола и возраста, но при этом - особо учтивое обращение мужчин с женщинами, и особо почтительное отношение к старшим, а также в целом целесообразность действий (да, как это ни странно) и эстетическую привлекательность поведения. Это минимальные требования культуры общения в любой ситуации, не только на балу. То, что в наши дни считается нормой общения между ровесниками (да и не только) – это скорее фамильярность, в идеале допустимая лишь между родственниками и давними знакомыми. 

После одного из наших новогодних балов, я, помнится, был крайне шокирован. Я помогал нашей фуршетной команде приводить зал в первозданное состояние и обнаружил, что неопознанные гости бала складывали зубочистки от канапе в висящие на ёлке полые украшения(фуршетной команде пришлось сначала отсмеяться, а потом уже ликвидировать последствия). Более того, лично я собирал оставленные на основаниях колонн стаканчики с недопитым шампанским (видимо, их бывшим владельцам не пришло в голову, что первая же прошедшая мимо дама в кринолине обретает за их счёт лужу под ногами и мокрый подол) и надкусанный кекс-мадлен с сиденья дивана. Что-то подсказывает мне, что независимо от представляемой эпохи, воспитанному человеку сделать подобное просто не пришло бы в голову. А ещё я иногда отслеживаю, как кавалеры позволяют себе делать замечания дамам, причём в строку идёт всё - от несовпадения схемы танцев до длины юбок, цвета платьев и манер... так вот, кавалер, ведущий себя подобным образом - не кавалер вообще и, по-моему, это очевидно. 

Я хочу здесь остановиться именно на таких, почти очевидных, аспектах бального этикета. И то, что нам приходится о них говорить, показывает, что, к сожалению, они перестали быть абсолютно очевидными даже в нашей, в целом достаточно образованной, среде. 

С уважением, 

Suboshi