Победителя видно издалека! Это так. Все детали складываются в уверенность, а она, в свою очередь, рождает победу. Но что рождает уверенность? Качественные тренировки, безусловно. А еще большую роль играет то, в чем вы выходите на танцпол.
Готовясь к соревнованиям, необходимо придерживаться правил, которые жюри предъявляют к костюмам в любой сфере: танцы, модельный бизнес или конкурс красоты.
«В начальных этапах турнира принимают участие десятки, а то и сотни пар. Как выбрать из толпы лучшее? Просто! Оценка «нравится» или «не нравится». Выглядеть на турнире НУЖНО красиво: прическа, платье, макияж для партнерш особенно важны, — говорит Екатерина Харламова, кандидат в мастера спорта по спортивным бальным танцам. — Не скажу, что чем пышнее юбка на платье, тем выше вероятность того, что вы станете первым, но оно должно выигрышно смотреться на паркете. В этом, конечно, нам помогают родители, портнихи, магазины, ателье».
Когда Екатерина только начинала танцевать, то все платья были покупными. По мере приобретения опыта девушка поняла, что готовые варианты не всегда скрывают индивидуальные недостатки и не подчеркивают достоинства, поэтому в более взрослых классах Катя обратилась к специалистам в ателье. Процесс этот был небыстрым, но зато очень качественным. Все платья сидели идеально, так как были сшиты специально для нее. И дороже не значит лучше, уверена девушка.
«Дело не в цене, дело во вкусе. Если вы обладаете этим даром, смело можно искать портниху, делиться с ней своими идеями и уже через несколько недель хвастаться перед всеми своей красотой. Потрясающие платья можно сшить, не выкладывая за них «миллионы». Прислушиваться к себе и мнению знатоков в этом деле, следить за модой — главные критерии успеха».
И действительно, идеальный костюм проще сшить, чем найти, ведь идеал у каждого свой. Виктория Орехова, дизайнер ателье-салона Dancing People, создает костюмы для разных артистов и спортсменов: от гимнастов до танцоров, и любой крой такого костюма — нестандартный. Важное правило: костюм должен быть не только удобный, но и помогать в создании образа, а также выдерживать интенсивные нагрузки.
«Образ мы придумываем вместе с танцорами, исходя из музыки и сценария номера. На подготовку требуется примерно две недели: пару дней на раскрой, около пяти дней на пошив изделия и еще столько же на отделку (стразы, кружева, перья) — она должны быть выигрышной, функциональной и хорошо держаться, — рассказывает Виктория. — Обычно нам хватает двух примерок, чтобы полностью подготовить платье или костюм, но примерка может занимать от получаса до трех часов».
Чем кропотливее работа, тем выше стоимость платья. К примеру, платье для европейской программы, украшенное кристаллами «Сваровски», будет стоит 1500-2000 евро, причем большую часть этой суммы будут стоить именно кристаллы. Конечно, можно подобрать и более бюджетный вариант, в любом ателье всегда будут исходить из возможностей клиента.
После выступления костюм можно перепродать, но чаще всего он остается у танцора не только как память. Некоторые суеверные танцоры не дают свои костюмы никому другому, чтобы сохранить энергетику.
«Костюмы действительно сохраняют энергетику! И у меня есть даже свои любимые и свои счастливые костюмы, — подтверждает Екатерина Сметанина, известная танцевальному миру как Smetana Ninja-Bonchinche. — Многие спрашивают, неужели я шью костюм и больше его не использую. Но я могу надеть его в любое время и на любой баттл или бал, если это другое место и другой судья. Есть костюмы, которые можно трансформировать совершенно в другой образ, и это не может не радовать. А что касается возможности передать костюм… У меня нет суеверия на эту тему. Если меня просят мои дети или моя семья, я всегда готова им помочь».
Но маленькие секреты, как сделать костюм выигрышнее, есть у каждого.
«Перед соревнованиями я очень тщательно продумываю детали костюма и стараюсь заранее попробовать в них потанцевать, чтобы во время важных моментов меня ничего не отвлекало, и я лишний раз не думала о шве или об украшении», — поделилась Катя.
Помимо соревнований жизнь танцоров насыщена шоу. Костюмы для них имеют свои особенности. К примеру, при пошиве бального платья дизайнер должен четко знать все требования, предъявляемые судьями к костюму, тогда как сценический костюма практически не имеет стандартов и правил.
«Все начинается с самого танца, как с пуговицы, — поясняет Любовь Калибина. Уже несколько лет на ее плечах лежат костюмы для шоу лаборатории танца Pasha 2309. А это двести танцоров с десятками номеров. — У костюмов есть один стандарт — он должен сидеть как собственная кожа в любом движении, должен себя вести сообразно танцу. Вот от всего этого я начинаю двигаться. Фасон и украшения — это последнее, порой это может сделать любая. Характеры у всех танцоров разные и порой приходится убеждать каждого в правильности решения. Швеи любят шутить про эффект пуговицы: купила красивую пуговицу — к ней подобрала сумочку — туфли — ткань, к ткани отделку, и в последнюю очередь фасон придумываешь. Так и костюмы для шоу: сначала смотришь танец и тематику номера, потом узнаешь у танцоров их пожелания к фасону, затем ищешь ткани и фурнитуру. Объединив все, я вношу свои коррективы, как правило, они бывают в функциональную сторону: чтобы костюм не подвел во время танца. Украшения приходят в голову в процессе работы с данным костюмом. Зная характер хозяйки или хозяина, рождаются мысли, что ему больше подойдет. Многие так и говорят: делай, что хочешь, знаю, классно будет».
Как вы поняли, костюм для танцора так же важен, как и техника. Но культура костюмов в танцевальной сфере все же не достигла такого уровня, как, например, на конкурсах красоты. Здесь над созданием гардероба работает большая команда на протяжении целого года. Возможно, и танцорам пора более серьезно подходить к смыслу, который мы вкладываем в костюм, а не ориентироваться только на его яркость.
«Костюм является символом и выражает культуру и традиции той или иной страны. Он в совокупности с другим представлением (танцем) дает возможность для аудитории в считанные минуты или даже секунды получить глубокое понимание о стране и ее ценностях», — считает Ярли Марин, участница конкурса «Мисс Мира» от Коста-Рики в 2013 году.
Хороший костюм — это не только составляющая оценки, но и личные эмоции, которые получают танцоры от взгляда в зеркало, от ощущения комфорта и собственной привлекательности. Именно в этот момент рождается уверенность в собственных силах.
Текст: Екатерина Перминова