Вот бы знать, как устроена память. И почему одним даже сложные танцевальные комбинации даются легко и быстро, а другие постоянно прокручивают их в голове, повторяют и все равно забывают, как только прекратят тренировки.
Прежде чем запомнить движение, наш мозг совершает целую операцию: воспринимает визуально, на слух, тактильно, по запаху (да-да) все, что происходит вокруг, затем «архивирует» эти ощущения и отправляет их по нейронам к мозгу, где сообщение уже ждут. Здесь его вновь распаковывают и раскладывают на элементы по нужным полочкам. Так человек понимает, что хореограф движется влево, сейчас поднял правую ногу или опустился вниз.
В этот момент движение находится в отделе «кратковременной памяти» и продержится там 30 секунд. Этот отдел единовременно может вмещать только 7 элементов, поэтому,чтобы запомнить сложное движение, — воспринимайте его как сложное движение. Если нужно разбежаться, сделать прыжок, затем поворот — запоминайте это как цельный элемент.
Чем дольше вы заставляете информацию идти одним и тем же путем, туда и обратно, то есть многократно повторяете движение, тем лучше она запоминается. Знание отправляется в отдел долговременной памяти, где может храниться годами.
Чтобы позволить вашей памяти помочь вам, запомните три простых правила.
1) Сконцентрируйтесь на задаче. Во время первого знакомства с движением полностью сосредоточьтесь на нем. Дайте знак мозгу, что это именно та информация, которую необходимо зафиксировать.
2) Не перегружайте мозг. Не давайте задачу запомнить сразу все. Попробуйте сначала воспринять визуально, затем отдельные сложные элементы, затем их связку.
3) Повторение — мать учения. Это так. Но знайте, что повторение в данном случае — прохождение информации по тому самому проложенному пути. Иногда здесь достаточно просто смотреть на другого танцора.
Если позволить памяти лениться, то путь, по которому информация доходит от мозга к нейронам и позволяет мышцам воспроизвести изученное, станет малозаметным, и, в конце концов, информация потеряется. Понимание этого процесса позволит спокойнее относиться к возможностям своего организма и сконцентрироваться на движениях, а не на вопросе: почему не я.
Текст: Екатерина Перминова