В первой половине XX века в Нью-Йорке было место, с легендарностью которого может поспорить, пожалуй, лишь «Мулен Руж» в Париже. Гарлемский «Савой» был меккой для танцоров свинга и влюблял в танец тех, кто еще не умел двигаться в ритм. Дети из соседних домов слышали доносящуюся из клуба музыку и танцевали дома, мечтая когда-нибудь покорить своими умениями посетителей «Савоя».
Там творилась история: на паркете рождались новые стили, а выступающие в клубе музыканты становились звездами джаза. «Савой» закрыли полвека назад, однако нам удалось поговорить с президентом The New York Swing Dance Society Маргарет Батичок, которая танцевала с такими звездами клуба, как Сонни Аллен и Джордж Ллойд. Но обо всем по порядку.
12 марта 1926 года бизнесмен еврейского происхождения Мо Гейл и его компаньон Чарльз Баханан открыли клуб в центре Гарлема, района Нью-Йорка, где в начале прошлого века из-за невысокой аренды селились те, кто только приехал в город. В основном это были афроамериканцы, некоторые из них стали известны как певцы, танцоры и музыканты (Билли Холидей, Фрэнки Мэннинг, Дюк Эллингтон). Их имена связаны с так называемым «Гарлемским ренессансом». Открывая «Савой», владельцы хотели создать что-то похожее на «Arcadia Ballroom» — клуб на Манхэттене.
Танцзал располагался на втором этаже большого здания на Ленокс Авеню. На первом этаже был вход в клуб, затем посетители проходили на второй этаж. Там их ждал танцпол вытянутой формы в 10 тысяч квадратных футов, где обычно играло два оркестра (музыка звучала без остановки) и было два цветных прожектора. Говорят, пол был на пружинах, что позволяло девушкам с легкостью танцевать на каблуках всю ночь. Его приходилось полностью менять раз в три года: «Савой» принимал приблизительно 700 тысяч посетителей в год.
Кто же приходил в «Савой» и где они учились танцевать? «Таких уроков танцев, которые существуют сейчас, раньше не было, — рассказывает Маргарет Батичок. — В «Савое» отдыхали, занятий не было. Люди учились танцевать друг у друга, дома или в компании знакомых, смотрели на других. Хорошие танцоры занимали левую часть зала, остальные проводили время справа. В клубе всем были рады, но если ты новичок, ты танцевал на своей территории».
Профессионалов в том смысле, в котором мы сейчас понимаем это слово, не было: в «Савое» танцевали любители. Однако в 1935-м году начинается история «Whitey's Lindy Hoppers» — группы профессиональных танцоров. Они даже снялись в нескольких фильмах и участвовали в бродвейских мюзиклах. Руководителем был Герберт «Whitey» Уайт, у которого был талант отбирать хороших танцоров и использовать их сильные стороны. Работать в «Савое» он начал как вышибала. Кстати, вышибалы должны были быть одеты в смокинг. Говорят, драк в клубе было много, но значительно меньше, чем в других подобных заведениях.
Участники «Whitey's Lindy Hoppers» были востребованы и вне коллектива: до 1980-го года они успешно выступали на Harvest Moon Ball — популярном соревновании танцоров различных направлений.
В «Савое» проводили и свои конкурсы, обычно это происходило по средам. Призы доставались трем лучшим парам.
Клуб был открыт для публики пять ночей в неделю: в остальные дни проходили частные вечеринки. Заведение закрывалось в три ночи. Несмотря на неимоверную популярность этого места, плата за вход была вполне умеренной. Некоторое время у клуба даже было свое радио, так что о нем знали по всей стране.
С «Савоем» связано имя знаменитого барабанщика Чика Уэбба. Его музыканты стали регулярно выступать в клубе в 1931-м году: во время «битв джаз-бэндов» танцоры практически всегда голосовали за Чика Уэбба, называли его «королем свинга». Именно он открыл миру талант Эллы Фицджеральд, карьера которой началась в «Савое».
В песне «Stompin’ at the Savoy», написанной Уэббом, есть строчка: «Savoy, gives happy feet a chance to dance». Клуб называли «домом счастливых ног», туда не стоило приходить тем, кто не умел двигаться. Настоящим хозяином этого места всегда был танец. Неважно, насколько ты богат и знаменит: то, как ты двигаешься, решало все. Рассказывают, что однажды в «Савой» пришел Кларк Гейбл (исполнитель роли Ретта Батлера в «Унесенных ветром»). Узнавший об этом завсегдатай клуба задал лишь один вопрос: «И что, он тоже танцует?». Потому что только это имело значение. Когда в «Савой» пришел Фрэнк Синатра, его никто не заметил: он не танцевал.
Интересно, что «Савой» был в некотором смысле исторической достопримечательностью. Именно на танцполе клуба зарождались новые стили: чарльстон, линди хоп, биг эпл и др. Наибольшую известность получила история появления линди хопа. После того, как летчик Чарльз Линдберг успешно завершил свой трансатлантический перелет, в клубе устроили танцевальный марафон, длившийся до утра, а новый стиль был назван в честь Линдберга.
«Савой» был не просто клубом, где можно было хорошо провести время: в нем не было места сегрегации. Действительно, в клубе, где в среднем было около 15% белых, а владельцами были еврей и чернокожий, о ней не могло быть и речи. Тот факт, что возникновение линди хопа упорно связывают с трансатлантическим перелетом Линдберга, который, как известно, был антисемитом, тоже мало кого волновал.
«Этот клуб был первым местом в мире, куда белые и черные входили вместе. Они были объединены свингом»,— говорит Норма Миллер, «королева свинга». Так, Чик Уэбб предпринимал активные действия, чтобы остановить дискриминацию в обществе. Его оркестр дал благотворительный концерт в «Савое», чтобы собрать деньги на адвокатов для девятерых несовершеннолетних мальчиков (дело парней из Скоттсборо).
Легендарный клуб закрылся 10-го июля 1958 года, но о последних годах существования танцзала известно немного. Городские власти решили снести здание и построить жилой комплекс. Джазовый пианист Каунт Бэйси сказал: «С закрытием «Савоя» ушла часть шоу-бизнеса». О бурных танцевальных ночах теперь напоминает лишь табличка.
«Завсегдатаи «Савоя» после закрытия посещали «Central Ballroom» на 125-ой улице, «Small’s Paradise», «Northern Lights», — говорит Маргарет Батичок. — Современные танцоры свинга собираются в барах и ресторанах (например, «Swing 46»), где играют джаз, но такого просторного зала, какой был в «Савое», больше нет».
В этом году в Нью-Йорке отмечали 89-летнюю годовщину открытия клуба, своеобразного символа эпохи, места, где танец по-настоящему объединял людей.
С историей знаменитого места знакомилась Алена Братухина.