Интервью со звездой сальса-сцены Шани Талмор
«Я всегда буду на танцполе, а не в баре с коктейлем в руке».
Наше интервью с Шани Талмор вышло спонтанным, но еще раз доказало, что даже известные танцоры коммуникабельны и всегда открыты к своим ученикам и поклонникам. Шани прилетела на петербургский Russian Bachata Kizomba Festival & Salsa room буквально к началу шоу и сразу с самолета отправилась на концерт, но нашла полчаса, чтобы рассказать, что ей не нравится в сальсе и над чем стоит работать танцорам в России, а также дать пару советов и ученикам, и учителям.
История Шани как танцора удивительна. Во многом желание добиться цели, во многом элемент удачи привели ее к тому, кто она есть сейчас — танцор, хореограф, преподаватель, партнерша легендарного Эдди Торреса. Занимаясь балетом и джазовыми танцами, Шани получила хорошую базу. А затем, расставшись в 16 лет с парнем, нашла кое-что получше.
«Когда мы расстались, я пошла за ним на пляж, там танцевали сальсу. Они вытворяли такие вещи на танцполе, что когда этот парень сказал, что в этом клубе преподают, я решила попробовать. И влюбилась: ходила на занятия по четыре раза в неделю. Потом один из преподавателей подошел ко мне и сказал, что у них появился курс инструкторов, и мне нужно пойти. В Израиле ты не можешь просто взять и стать преподавателем, необходимо пройти курс, который длится три месяца, и, если ты хорошо себя зарекомендуешь и сдашь все тесты, тебя примут на работу. В итоге я закончила курс даже раньше, чем сдала все уровни, в Израиле их 18. Это очень хорошая система, но я не окончила ее, остановилась на стадии социальных танцев и поэтому применяю их и по сей день, именно в них я нашла свою страсть и любовь к танцу.
Я училась работе в паре сама: просто ходила на социальные вечеринки и училась. Мне нравилось, что на танцполе ты взаимодействуешь с партнером, пробуешь разные приемы, импровизируешь. В классе же тебе просто говорят, что делать, и ты повторяешь, но не понимаешь этого, я называю это копипастом.
В Израиле я стала инструктором по женскому стилю, потом мне стало тесно, начала ездить на конгрессы в Европу. Я принадлежу к старому поколению танцоров. Когда я только начинала, самым главным были танцы — я все время была на классах: Хуана Матоса, Джонни Васкеса, Супер Марио и многих, многих других. И все равно мне нужны были знания, мне это было просто необходимо, чтобы сформировать свой собственный стиль.
Потом я встретила Джонни и он попросил меня стать его партнершей. Я переехала в Испанию, и мы стали танцевать вместе. Снова нужно было много работать над собой, потому что, конечно, уровень был не тот. Я очень старалась, и это стоило того».
Сейчас ее стиль очень джазовый, с легкой примесью хип-хопа, но когда Джонни встретил Шани, ее сальса была на 50% в кубинском стиле и на 50% в стиле Лос-Анджелес. Она только слышала о существовании сальсы Нью-Йорк, но не понимала его. Именно изучение различных стилей помогло ей выработать свой собственный, и это было именно изучение, наблюдения за самыми разными танцорами, а не копирование чьих-то «фишек». В настоящий момент Шани — одна из лучших преподавателей, гастролирующих по миру, ее можно увидеть на мастер-классах во многих странах и каждое ее занятие проходит по строгому расписанию.
WLD: Сейчас очень много онлайн-учителей по сальсе, призывающих учить танец по видеоурокам. Как ты считаешь, это оправдано? Экономией средств, например.
Шани: Я считаю, что, когда ты учишь комбинации на YouTube, ты не видишь деталей, технику, систему преподавателя. Очень важно видеть все глазами, потому что многие учителя на занятии вдохновляют, передают энергию, которая заставляет усиленно работать и становиться лучше других танцоров. А смотреть на YouTube — это как смотреть телевизионный фильм в HD или на обычном экране. Разница существенная. Мне кажется, в настоящее время люди могут найти на YouTube все что угодно, и это хорошо, что ты, находясь в другой стране, смотришь на любимых танцоров, но если они приезжают в твою страну или в твой город, а ты даже не собираешься познакомиться с ними, для меня это нонсенс. Я всегда советую ходить на занятия — и моим ученикам, и просто людям, с которыми встречаюсь во время поездок. Я сама постоянно хожу на занятия по различным направлениям — джаз, хип-хоп, контемпорари, кубинские танцы. Не просто смотрю их на YouTube, мне нужно быть там, с учителем. Да, я наблюдаю за своими любимыми танцорами в интернете, но затем не могу дождаться, когда они приедут в мой город, чтобы сходить к ним на классы. Просто смотреть мне не нравится.
WLD: Сальса — танец, где на первый план выходит партнерша. Можешь дать совет, как девушкам быть более пластичными, или, может быть, наоборот, партнеру стараться больше, чтобы подчеркнуть свою партнершу?
Шани: Я думаю, все зависит от тренировок и чувства музыки. Ты должен чувствовать себя непринужденно. Если ты хочешь научиться танцевать что-то аутентичное, создай вокруг себя этот мир, проживи его. Может быть, в этом-то и вся проблема. Ты занимаешься на классах, потому что тебе нужно учиться танцевать. А может быть, это неправильный подход? Может, нужно почаще выбираться на вечеринки? И так ты будешь больше вовлечен в процесс и меньше думать? У меня есть своеобразная поговорка: если знаешь правила — нарушай их. Если ты знаешь правила и технику, то, выходя на танцпол с партнером, забудь обо всем, почувствуй себя свободной, это придаст танцу особую атмосферу. Хотя я не понимаю, почему такой вопрос, я видела, как танцуют ваши девушки, и мне кажется, что женский стиль в России на очень хорошем уровне. Не могу сказать, правда, о мальчиках, но мне кажется, нужно просто чувствовать музыку, сливаться с ней, забывая обо всем. Не бойтесь пробовать новые движения, не думайте о том, как вы выглядите в этот момент, с практикой все станет мягче и лучше. Помню, когда я училась в Лондоне, я выступала с коллективом и даже не знала, что делаю.
Мои друзья смеялись: «Что это? это движение очень забавное», однако, мне оно казалось подходящим, так что я сказала себе: «Ну и ладно, неважно».
Я стала изучать разные вещи, и это позволило мне создать то, что мне нравится в моем собственном стиле. Я отрабатывала движения, несмотря на смех друзей, так как знала, что делаю нечто новое.
WLD: А над чем в целом стоит поработать русским танцорам сальсы?
Шани: Не могу ничего сказать про то, как здесь. В основном могу рассказать о том, как складывается ситуация в мире, не думаю, что есть исключения. Люди тренируются, растут, начинают преподавать и прекращают работать над собой. Они доходят до точки, когда можно сказать: «Отлично, теперь я хорош, я преподаю, и мне не нужно больше работать над собой». Это очень критичный момент для танцора. Если человек начинает думать: «Я нравлюсь людям, я становлюсь знаменитым, они приходят на мои классы, они обожают мое шоу, мне нужно работать еще больше», он должен продолжать работать над собой и создавать новые движения. Однако большинство этого не делает, но это и удобно. Наступает переломный момент. Они перестают стараться, развиваться и движутся вниз, потому как ни к чему больше не стремятся. Они приходят на вечеринки, но не танцуют с новыми партнерами, если делают шоу, то показывают одно и то же. Моим друзьям, которые сейчас становятся независимыми танцорами, я говорю о том, что они должны продолжать работать, практиковаться и черпать вдохновение из других вещей. Если ты считаешь себя классным и являешься таковым, ты неправ, так как, будучи танцором, неважно, в каком направлении, особенно в сальсе, тебе не стоит останавливаться. Но, к сожалению, в мире сальсы танцоры считают себя неповторимыми. В мире других танцев (я сталкиваюсь и с миром хип-хопа, и с миром джаза) танцоры никогда не останавливаются. Они тренируются. Я знаю ребят, которые танцуют у Бейонсе и Дженнифер Лопес, но они всегда тренируются. Они всегда на классах и всегда довольно скромны. Чем большего они добиваются, тем больше в них скромности. И это то, чего нет в мире сальсы.
WLD: Социальные танцы — это стресс. Нужно быть коммуникабельным, не бояться танцевать с разными партнерами. Этому можно научиться?
Шани: Мы называем это стадией новичков. Она очень коварна, так как ученики напуганы. Они новенькие, приходят на занятие и не хотят просить кого-то потанцевать с ними. Я знаю это по своему опыту. Если у меня появляются новички, я приглашаю их на вечеринку и отправляю на танцпол, а затем попрошу своих друзей потанцевать с ними. И постепенно мои студенты понимают, что это не так уж и страшно. Еще один способ сделать их более общительными — различные программы. Такие есть, к примеру, в Нью-Йорке. Новички приходят туда, чтобы познакомиться со сценой, я очень поощряю подобные мероприятия. Конечно, это нелегко, но следует просто продолжать говорить им, что все хорошо. Мне кажется, если учитель сам ходит со своими учениками на подобные мероприятия, если они видят своего преподавателя там, они понимают, что ничего невозможного нет. Даже если они знают всего три движения, нужно выходить с ними на танцпол и танцевать только три движения, это нормально. Следует говорить студентам, что бояться нечего, менять их восприятие, помогать им в этом процессе, развивать их социальные навыки, приглашать на вечеринки. Говорить им, что не стоит на данном этапе сравнивать себя с танцорами, которые занимаются год, всему свое время. Убедитесь, что они хорошо проводят время, знакомьте с другими танцорами, подбадривайте, если видите их прогресс. Этот этап всегда трудный, но его не избежать.
WLD: Насколько важно менять партнеров?
Шани: Очень важно, нельзя танцевать все время только с одним. Если вы привыкнете к своему партнеру, вы будете знать наизусть, что это за человек: вы уже выучили его привычки, уровень, манеру ведения, вам комфортно, и нет никакой необходимости привыкать к другим. Но таким образом вы себя не развиваете. Вы должны уметь танцевать со всеми, нужно уметь приспосабливаться. Некоторые люди резче, другие — мягче, все разные. Сальса — это социальный танец. Его танцуют представители самых разных культур. Раньше все танцевали в одном месте, и не было ни критики, ни расизма. В настоящее время многие мировые проблемы отражаются и на мире сальсы, появляется расизм, и это неправильно. Раньше кубинцы танцевали с пуэрториканцами, евреи с итальянцами. Во время Palladium Era большинство людей на танцполе были сплошь итальянцы и евреи, и никто и слова против не говорил, это был Нью-Йорк. Мне кажется, люди забывают, что это социальный танец.
WLD: Танцоров много, а любимых обычно всего несколько. Как стать тем, у кого захочется учиться?
Шани: Мне кажется, чтобы быть лидером, необходимо иметь качества лидера. Не каждому это дано, и не каждый танцор может сказать: «Я лидер, потому что я отлично танцую». Я знаю многих ребят, которые потрясающе двигаются, но у них нет большого количества последователей. Для этого нужно быть в меру скромным и полагаться на разных людей, понимать их. И в то же время следует много работать, чтобы оставаться тем, кем являешься. Ты должен быть уверенным, показывать силу, но не в физическом смысле, силу направлять кого-то еще. Наша задача — вдохновлять и оставаться при этом человеком. Мы все люди. Важны честные отношения, так как ты можешь быть великим танцором и великолепным инструктором, однако, если ты не развиваешь отношения со своими студентами, между вами всегда будет стена. Знайте свою цену. Когда студенты посещают чьи-либо еще классы, я не паникую. Я не бегаю за ними со словами «сходи на чей-то еще класс, но обязательно вернись ко мне». Для меня разум — это уверенность. А некоторые люди руководят при помощи кнута, но ведь с одним кнутом лидером не станешь. Это неправильный подход. Люди просто встанут и уйдут. Мой совет — оставаться человеком, скромным, много работать и вдохновлять своим примером. Это самый лучший вариант. Мои студенты всегда видят меня: я путешествую, делаю то, это, пятое-десятое, и они начинают хотеть того же.
Фото: shanitalmor.com
Интервью подготовила Екатерина Перминова.