В минувшие выходные в Москве прошел второй фестиваль среди непрофессиональных танцоров старше 16 лет «Про Движение». Любители — вот то слово, которое в различных контекстах звучало во время обсуждения номеров. Команда WLD отправилась на фестиваль, чтобы посмотреть, каков уровень коллективов, и как их выступления оценят известные хореографы.
Организаторы фестиваля в первую очередь хотели дать возможность танцорам-любителям почувствовать сцену. «Я долго работала преподавателем в разных танцевальных школах и заметила, что мои ученики очень любят отчетные концерты, — говорит директор фестиваля Вероника Чернышева. — Зачастую маленькая школа не может потянуть организацию такого концерта, а ученикам хочется выступить. Возникла идея объединить несколько школ и сделать большой отчетник. В том году так и получилось, мы не ограничивались по стилям. После первого фестиваля я поняла, что есть направления, которые хотелось бы больше поддерживать в работе с любителями, это контемпорари, джаз-модерн, пластический театр, потому что для меня это наиболее духовно насыщенные и осмысленные вещи».
Ограничение по стилям пошло фестивалю на пользу: участников стало больше, многие показали несколько номеров. Руководитель Yulla Dance Company Юлия рассказывает, что один из представленных номеров был достаточно сырой, но в процессе работы над ним она решила показать его на фестивале. Организаторы были приятно удивлены участием коллективов из разных городов России: Рязани, Воронежа, Сызрани, Екатеринбурга и др.
Уютный зал «Театра Луны» вместил немного зрителей, которые по большей части являлись знакомыми участников (а кто еще ходит на отчетные концерты?). Вообще выбор сцены оказался удачным: в театре всегда танцуется по-особенному, а правильно подобранный свет помогал создать нужную для выступления атмосферу. Во второй день фестиваля лучшие номера исполнили и на дизайн-заводе «Флакон», но смотрелись они уже не столь эффектно.
Выступление танцоров и достижения хореографов оценивал экспертный совет, в который вошли Алексей Фомкин, Игорь Лидер, Александра Портянникова, Дарья Бузовкина, Константин Клейменов и Денис Бородицкий. После выступлений участников хореографы не только делились впечатлениями, но и говорили о своих взглядах на постановку танца. Вопрос о том, где грань между профессионалом и любителем, которому были посвящены исследования организаторов фестиваля и welovedance.ru, подняли и сами участники, однако не это больше всего волновало танцоров и их наставников. Как ни призывала Вероника Чернышева поднимать более общие темы, просьбы прокомментировать то или иное выступление звучали довольно часто. Причем некоторые номера, например, исполнение фламенко в японском костюме (танцевально-театральный проект «Ронин Фламенко»), получили неоднозначною оценку.
Эксперты в целом остались довольны увиденным, но молчать о недостатках не стали. Александра Портянникова раскритиковала преподавателей, которые участвовали в собственных постановках, Константину Клейменову не хватило абстракции в номерах, а Игорь Лидер устал от «тягомотины» и призвал ребят быть веселее. Дарья Бузовкина вообще посягнула, как казалось, на неотъемлемую часть яркого номера — экспрессивность исполнителя. «Использование пантомимы, драматических актерских приемов как бы обедняет танцевальный материал, — говорит Дарья. — Думаю, наше танцевальное развитие пошло бы гораздо глубже, если бы мы там внутри тела что-то поискали».
Критике подвергся и выбор композиций для постановок. «Кажется, что экспрессивная музыка спасет, когда человек не тянет энергетически или хореографически, но на самом деле это так не работает, это делает хуже», — уверена Дарья Бузовкина. Другой эксперт фестиваля Денис Бородицкий советует не брать музыку со словами и известные треки. «У каждого есть свое восприятие, у меня начинают рождаться свои образы, — говорит Денис. — Я хочу прочувствовать то, что вы мне хотите сказать, и если вы мне поете слова, танцуете то, что происходит в песне, вы кидаете намного больше сахара в чай, и он становится приторным».
Денису Бородицкому во время беседы с участниками было сложно усидеть на месте, он то и дело начинал что-то показывать танцорам, рассказывая о своем восприятии номеров. Во второй день фестиваля говорить пришлось меньше: он и Игорь Лидер провели мастер-классы. Танцевальный кооператив «Айседорино горе» поставил для участников фестиваля Site-Specific, который удивил посетителей «Флакона». Завершил фестиваль public talk, на котором Александра Портянникова рассказала о своем взгляде на перформанс в городе, а танцоры обсудили реакцию прохожих. Организаторы намеренно избегали слова «жюри» и прочих атрибутов конкурса, но всё же наградили самых ярких участников. В номинации «Преподаватель, добившийся наибольших успехов в работе с любителями» награду присудили Ирине Рудницкой («Живой театр»), лучшим коллективом признан «Лабиринт» (Москва), а приз зрительских симпатий получила Лаборатория свободного движения Евгении Миляевой. Вероника Чернышева решила отдельно поощрить сольных исполнителей, среди которых выделила Анастасию Уткину.
За выступлениями любительских коллективов наблюдала Алёна Братухина.
Фото: Алексей Солянников