Что вы знаете о танцах на пилоне? Вероятно лишь то, что говорят вам предрассудки, рисуя картины ночных клубов, девушек на каблуках и атмосферу расслабленности. Если это действительно так, то вы ничего не знаете о танцах на пилоне. Это направление искусства, которое весь мир называет pole dance. Это спорт, со своими соревнованиями, чемпионами и школами. И это танец, где в полной мере проявляется артистизм танцора.
Героини сегодняшнего интервью – две сестры. Наталья Николаева живет в Петербурге, а Марина Складчикова в Нью-Йорке. В Pole dance они пришли всего пару лет назад, будучи успешными бизнес-леди. Сломав стереотипы и забыв про страх, они обрели абсолютно свой вид искусства и сейчас активно продвигают идею Pole dance в России. Мы встретились в уютном офисе Натальи в центре Петербурга, где пообщались с ней и Мариной, находящейся от нас через Атлантический океан и несколько часовых поясов. Девушки рассказали о разнице восприятия Pole dance в России и Нью-Йорке, об удивительном проекте «One in Central Park» и о том, почему в 50 лет реально выполнять акробатические трюки на шесте.
WLD: Марина, Наташа, что было в вашей жизни до Pole Dance?
Марина: Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге. В детстве 7 лет занималась
бальными танцами, потом бросила, с целью поступить в престижный университет и построить карьеру в бизнесе. Шли годы – работа, международные проекты, переезд в Нью-Йорк, потом в Москву. Мне всегда хотелось танцевать, но то ли из-за недостатка времени, то ли от того, что мне казалось, что время ушло и уже ничего не получится, я не решалась вернуться в танцы. Но, когда 2 года назад, благодаря моей сестре, я попала на тренировку по танцам на пилоне в одной из московских школ, я поняла, чего мне не хватало все эти годы. Я, наконец, нашла занятие, которое мне помогло обрести себя! Вскоре мне опять пришлось по работе переехать в Нью-Йорк, но свое увлечение я не бросила. Именно здесь хобби переросло в настоящую манию – ежедневные тренировки, которые уже не ограничивались занятиями на пилоне, а также включали в себя растяжку, воздушные полотна и акробатику.
Наташа: В обычной жизни я юрист, но в детстве серьезно занималась спортивными и бальными танцами. Всегда хотела вернуться к хореографии, просто не знала к какой. Три года назад случайно узнала про Pole dance и решила попробовать. Влюбилась с первой тренировки! Год занималась в нескольких школах Санкт-Петербурга и Москвы. Потом поехала в Нью-Йорк учиться по программе «магистр права» и параллельно с обучением в «Fordham School of Law» продолжила заниматься танцами в одной из лучших школ по Pole&Aerial dance в мире –
WLD: Большинство на вашем месте пошли бы в хип-хоп или вернулись к бальным. Откуда узнали про Pole Dance?
Наташа: К бальным возвращаться не хотелось, это означало бы сделать много-много шагов назад. А Pole dance сочетает в себе все необходимое – это не только танец, где можно использовать стилистику многих современных направлений, но в то же время отличная силовая нагрузка. И в какой-то момент это уже не только спортзал, танцевальная студия, но и стиль жизни. Впервые о Pole Dance я услышала три года назад и, придя домой, пересмотрела множество роликов на youtube, после чего и решила попробовать сама.
Марина: У меня подход такой: если ты что-то делаешь, то это должно приносить удовольствие и позволять тебе развиваться. В бальных танцах мы уже прошли эти этапы. Что касается хип-хопа, то его я попробовала много лет назад и мне почему-то не понравилось. Сейчас, живя в Нью-Йорке, я смотрю на него иначе и, если будет время, обязательно буду брать уроки, потому что существует множество хип-хоп движений, которые можно перенести в танцы на пилоне.
WLD: Но что тогда Pole Dance – танец или спорт, важнее техника или эмоции?
Марина: Для меня в первую очередь это все-таки танец, шоу, эмоции, рассказ истории с использованием акробатических трюков. Могу сказать, что Pole dance сейчас становится популярным, и каждый находит в нем что-то свое. Я знаю множество людей, которые выбрали пилон именно из-за гимнастических элементов и фокусируются на них. Но как зрителю, например, мне интереснее смотреть на историю, оценивать музыкальность номера, образы. Трюки для меня вторичны.
Наташа: И мне элементы шоу ближе. Сейчас ведется множество споров, что же это такое – кто-то говорит, что это гимнастика, просто с использованием другого снаряда, кто-то говорит, что это танец. И, на мой взгляд, эти два направления, расходясь, все шире и шире друг от друга, в какой-то момент превратятся в отдельные школы. Никто ведь не сравнивает балет и акробатику. Недавно я смотрела соревнования, где акцент был сделан на гимнастической составляющей. Правила прописывали обязательные элементы и внешний вид спортсменок, а также требования к композициям. А вместе с Мариной не так давно мы были на соревнованиях, где во главе угла стояло шоу.
WLD: Может быть это связано с национальными особенностями? Спортивные соревнования, если я правильно поняла, проходили в России, а шоу в Нью-Йорке.
Наташа: Да, возможно. Марина поправит меня, если я не права, но в Штатах я ни разу не видела соревнования, которые были бы настолько ограничены строгими правилами. С другой стороны, в Лондоне, например, проходят соревнования, максимально приближенные к спорту.
Марина: Гимнастика в России всегда была популярна и, может быть, многие хорошие гимнасты, вырастая, как и мы, не могли найти себя, а с появлением Pole dance так же, как и мы, расцвели и загорелись этой идеей. В Нью-Йорке, на мой взгляд, большие ставки делаются на шоу, но и здесь можно увидеть номера, где сложнейшие акробатические трюки преобладают над танцевальной составляющей и образом.
WLD: Давайте открывать удивительные секреты. В Pole dance вы оказались в том возрасте, когда большинство спортсменов ставят крест на своей карьере.
Марина: Сейчас мне 30 лет, и я чувствую себя лучше, чем когда-либо! Я никогда в
жизни не была такой гибкой, сильной и уверенной в своих силах! Если бы мне 2 года назад показали видео с тем, что я делаю сейчас – ни за что бы не поверила, что это я. Ведь я, как и многие другие, искренне считала, что нельзя во взрослом возрасте с нуля, без акробатического, гимнастического или циркового прошлого, стать воздушным акробатом. Оказывается можно! Мы способны на большее, чем мы думаем. Мое бальное прошлое помогло в танцевальной составляющей – было проще чувствовать ритм, но у меня совершенно не было растяжки, я не сидела на шпагатах, мое тело было не подготовлено к силовым нагрузкам. Оказалось, что в 30 лет сесть на все шпагаты и подготовить себя к выполнению сложных трюков в воздухе – реально. И любой человек может начать с нуля.
Наташа: Честно сказать, мы и в спортзал-то толком никогда не ходили. А потом пришлось научиться поднимать себя наверх за счет силы рук, спины, плеч. Бывает по-разному, одни совмещают тренировки в зале с тренировками в студии, другие бояться идти в студию, пока не подкачают руки и плечи, но мы занимались только в студии и уже месяца через два научились делать первые элементы. На самом деле, когда смотришь видео, трюки кажутся невыполнимыми, но приходя на тренировки и начиная с самых простых элементов, через несколько месяцев уже получается делать и сложные, а это сильно заряжает и надеждой и верой в себя. А через год тренировок человек получает сумасшедший результат.
WLD: Марина сказала, что направление набирает популярность. И как в любом спорте, здесь важны победы. В России достаточно соревнований? Или до Нью-Йорка нам далеко?
Наташа: Мне кажется, соревнований в России не хватает. В связи с тем, что люди все еще ассоциируют Pole dance со стриптизом, наметилась тенденция и желание разорвать эту историческую связь. И это стремление отделиться, кстати, во многом и привело к попытке отказа от элемента шоу и уход в сторону спорта. Из крупных российских соревнований можно назвать «Miss Pole Dance Russia» и «Pole sport». Победители этих соревнований едут в Лондон, участвовать в соревновании международного уровня.
Марина: В Штатах можно выделить три главных. Это чемпионат, который организовывается Федерацией Пилонного Спорта США – если танцор выигрывает такой чемпионат, то его карьера тут же взлетает. Также соревнования от
WLD: Смотрите, в Нью-Йорке есть Федерация Пилонного спорта, а в России, кажется, слова «шест» до сих пор стесняются.
Марина: В Нью-Йорке, несмотря на то, что город открытый и можно заниматься всем, чем хочешь, и тебя никто за это не осудит, общество еще не до конца готово к этому виду искусства. И часто можно услышать поток шуток и полунамеков.
Наташа: Становится больше соревнований, больше людей приходят заниматься и рассказывают об этом другим. Думаю, со временем все больше и больше людей будет знать, что такое танцы на пилоне. Могу рассказать о своем личном вкладе в просвещение людей Нью-Йорка. У нас есть один друг, инженер по профессии, который очень любит кататься на велосипеде. И однажды он приделал к трехколесному велосипеду сцену, а на ней установил пилон, подсветку, колонки. И время от времени, он ради развлечения катается по обычным городским улицам вместе танцорами, и я каталась с ним несколько раз. Люди улыбаются, интересуются. Тем самым мы показываем, что же такое Pole dance на самом деле.
WLD: Вы много делаете для просвещения и в России. Расскажите, подробнее о вашей группе и проекте Челлендж.
Наташа: В мае мы с Мариной начали вести группу Вконтакте по воздушным танцам
Челлендж – случайно родившийся проект. Его задача в том, чтобы посмотреть, к чему могут привести регулярные, даже небольшие тренировки. Одна наша подруга после перерыва решила подтянуть уровень и в течение 30 дней тренировать один несложный элемент каждый день. Мы решили делать это вместе с ней, и в первый раз нас набралось 5 человек. Через неделю мы встретились у нее дома, сняли по первому видео, и так все началось. Потом я вернулась в Россию и рассказала в группе о своем опыте. Так решили провести еще один эксперимент и здесь желающих нашлось гораздо больше. Причем со всей России. И многие дошли до конца. Даже были люди, которые не участвовали в проекте, но говорили, что проект мотивирует их к тренировкам.
WLD: Марина, а что за идея с персональными рекомендациями для участников?
Марина: Сейчас мы проводим танцевально-акробатический фотоконкурс в смешных костюмах "Веселись, делись, расти!" с необычным призом победителю - персональными видео рекомендациями от американских гуру Pole dance. Рекомендации – это проект WeFly наших друзей в Нью-Йорке. Механизм прост: человек снимает видео и отправляет его тому гуру, от кого хочет получить рекомендации. И в ответ получает видеосовет о том, что можно улучшить. Это в чистом виде персональная тренировка.
WLD: А еще проекты планируете?
Наташа: Впереди большие планы! Во-первых, подготовка к новым соревнованиям.
Во-вторых, помощь нашим друзьям из московской студии Cherry Dance в
организации Pole dance лагеря в Нью-Йорке. Мы договорились со школой «Body&Pole» о том, что они разработают спецпрограмму для российских участников, и в начале февраля ждем в Нью-Йорке всех, кто желает учиться у чемпионов мира. Кроме того, мы с сестрой рассматриваем и другие танцевальные проекты, в том числе и в Москве.
Марина: В этом году у меня случилось много хороших событий – я выиграла свои первые соревнования по танцам на пилоне в Вашингтоне, участвовала в шоу
WLD: Да-да, расскажите подробнее о проекте «ONE in Central Park»
Марина: Шоу состоится летом следующего года, в Центральном Парке Нью-Йорка, где 100 воздушных акробатов будут танцевать на высоте до 46 метров. Об отборе я узнала тоже в своей студии и, хотя я не профессиональный акробат, решила попробовать. В первом туре нужно было прислать видео с элементами, которые участник может делать в воздухе, следующий тур – эссе о себе, о своих планах, целях, своей заинтересованности в проекте. И заключительное прослушивание проходило перед тремя судьями, они смотрели, что ты умеешь делать на земле и в воздухе. Ну и, в конце концов, мы демонстрировали растяжку - мостики, шпагаты. И… я прошла. Шоу будет проходить в течение 10 дней 2 раза в день и абсолютно бесплатно для посетителей.
WLD: Что касается преподавания, то учиться нужно у лучших. К кому идти? Может быть, сами преподаете?
Наташа: Я преподаю, и мне это безумно нравится. Получается не часто, но мне нравится смотреть, как люди учат что-то новое, мне нравится мотивировать их учить что-то новое, ну и потом хочется делиться бесценным опытом, полученным в Нью-Йорке. Есть идеи и по организации мастер-классов с мировыми звездами здесь. Сама раз в два месяца я летаю в Нью-Йорк и занимаюсь в нашей любимой школе. Благодаря тому, что это довольно молодой вид спорта, сообщество не так велико и можно заниматься с лучшими из лучших. В «Body&Pole» это не только преподаватели, но и студенты-суперзвезды из других городов и стран.
Марина: Я пока не преподаю, но пару недель назад я прошла курс, дающий право обучать начинающих. Что касается США, то сильных тренеров очень много. Например, Marlo Fisken, Michelle Stanek, Sergia Louise Anderson, Tracee Kafer, Mary Kolacinski, Allison Wardwell, Rebecca Starr и другие. Их видео можно найти в нашей группе и на youtube. Но и в России есть талантливые танцоры, преподаватели и мировые звезды. Например, Анастасия Скухторова, Евгений Грешилов и многие другие.
WLD: А внешние данные здесь важны?
Наташа: В России какие-то завышенные требования к себе. Каждый считает, что у него излишний вес и никогда не будет растяжки. Даже самые подтянутые танцоры. Но Pole Dance могут заниматься люди с любым телосложением.
Марина: Вы не узнаете свое тело уже через несколько тренировок. Это может быть хорошим стартом любых изменений. Тело меняется незаметно для тебя. В Нью-Йорке есть люди, кто в 50 и 60 лет занимаются и выглядят отлично и ничего не стесняются.
WLD: Если бы у вас была возможность дать только один совет начинающим, чтобы вы сказали им?
Марина: Пробуйте, не бойтесь, не слушайте других, не думайте, что поздно, просто попробуйте и если понравится, то все будет отлично.
Наташа: Я бы тоже посоветовала только верить в себя, человеческое тело может больше, чем мы себе это представляем. Только будьте осторожны, это очень сильно затягивает.
Интервью подготовила Екатерина Перминова
Фото из личного архива