Откуда в нашей стране возникла современная хореография и желание единичного самовыражения? Назло режиму и благодаря загранице — да. Но и благодаря генезису русского народа тоже. Если вы пропустили лекцию балетного критика Лейлы Гучмазовой в рамках фестиваля Дианы Вишнёвой «Context», мы сделали для вас небольшой конспект. Будьте в курсе.
О том, что наша страна хороша в балете и народном танце, — знают и далеко за ее пределами. Но немногие знают, что именно из-за четких границ программы, четырех стен и закрытости учреждений начали появляться те, кто думал иначе. Внешние события оставляли за собой изменившееся сознание отдельных танцоров, к ним присоединялись те, кто вдохновлялся гастрольными спектаклями театров Голландии и Франции, а также те, кого именовали участниками сообщества «Художественный московский концентризм». Именно эти люди сформировали первую аудиторию, тот спрос, на который появилось предложение.
Активный период современной хореографии начался в 1985 году, когда в Москве и Ленинграде появлялись первые современные спектакли. Танцевали профессионалы и те, кто никогда танцам не учился. Это было особенно интересно в сравнении с Нью-Йорком, где примерно те же спектакли и в то же время танцевал Барышников. В основе сюжетов московских постановок лежала литература — произведения Кафки, Дорофеева, в основе ленинградских — война с Советским Союзом. Вплоть до начала «нулевых» тему этой борьбы никак не оставляли.
Но родился современный танец не в географических столицах, а в трех танцевальных российских городах (танцевальными они считаются и по сей день, так как в них живет очень много сильных танцоров): Екатеринбурге, Перми и Челябинске. Здесь «Кульки» (Училища культуры и искусства) выращивали гуманитариев — тех, кто мог и умел творить в разных сферах деятельности. Возможно, комплекс по отношению к выверенному балету, преподаваемому в столицах, и дал тот толчок к развитию нового танца на периферии.
Лейла Гучмазова особенно остро акцентировала внимание на предрассудках, которыми страдало и страдает сегодняшнее общество.
Среди них два особенно актуальных:
«Все, что не балет, — современный танец» и «Если все не синхронно, то все плохо».
Именно так воспринимается современная хореография незнающим человеком. Но как быть лучше, умнее и просвещеннее? Критик посоветовала сформировать личную позицию к современному искусству с помощью актуальных нетанцевальных направлений — фотовыставок, картинных галерей современного искусства, инсталляций. Если вы никогда не смотрели балет — тоже не плохо, ваше сознание свободно от каких-либо канонов.
Сегодня понятие «современного танца» существует официально. В 2000 году на «Золотой маске» была выделена отдельная резервация, где танцоры из Челябинска наравне с солистами Большого претендовали на одни номинации. Для тех, кто не попал на «Маску», был актуален фестиваль «Цех» от одноименного театра танца, где и собирались представители направления из разных городов, а также «Витебский фестиваль современной хореографии».
Но так динамично начавшееся развитие к началу XXI века остановилось. Здесь сыграли роль и расслабленность — «нас признали, больше можно не доказывать», — и незаинтересованность танцоров в том, чтобы сделать современную хореографию делом всей жизни. Ведь накормить себя и семью таким делом очень непросто. В стране нет закона о меценатстве, который позволил бы вполне легально богатым любителям искусства помогать этому самому искусству, а на государственном уровне… вы сами понимаете.
Сегодня современная хореография получила в России новый виток. Во многом благодаря Диане Вишнёвой, которая известна своим пристрастием к ней, а также молодежи, которая не теряет интерес и продолжает искать новые формы. Возможно, и эти молодые люди когда-нибудь сменят свой внутренний жар на прибыльную профессию, а может быть, доживут до того момента, когда современная хореография получит равный с балетом интерес публики и равные возможности.
Если вы не получили ответы на свои вопросы или у вас родились новые, то фестиваль «Context» ждет вас на следующий год, там можно будет и обсудить, и осудить, и просто насладиться тем, что сегодня представляет из себя современная хореография.
Текст: Екатерина Перминова
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля Context.