Как зародился современный танец в России
Вход на сайт
Регистрация
или войти с помощью
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
ПРИВЕТ, Я МАША, ОСНОВАТЕЛЬ WELOVEDANCE.
Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.
Вход на сайт
Регистрация
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
Вход на сайт
Регистрация
Школа
Хореограф
Завершение регистрации
Восстановление пароля
Создать
Ваша заявка отправлена.





Как зародился современный танец в России
И почему он никому ничего не должен.


Welovedance.ru, 03 дек 2014 г

4564
0
Фото: ponadance.com

Откуда в нашей стране возникла современная хореография и желание единичного самовыражения? Назло режиму и благодаря загранице — да. Но и благодаря генезису русского народа тоже. Если вы пропустили лекцию балетного критика Лейлы Гучмазовой в рамках фестиваля Дианы Вишнёвой «Context», мы сделали для вас небольшой конспект. Будьте в курсе.

О том, что наша страна хороша в балете и народном танце, — знают и далеко за ее пределами. Но немногие знают, что именно из-за четких границ программы, четырех стен и закрытости учреждений начали появляться те, кто думал иначе. Внешние события оставляли за собой изменившееся сознание отдельных танцоров, к ним присоединялись те, кто вдохновлялся гастрольными спектаклями театров Голландии и Франции, а также те, кого именовали участниками сообщества «Художественный московский концентризм». Именно эти люди сформировали первую аудиторию, тот спрос, на который появилось предложение.

Активный период современной хореографии начался в 1985 году, когда в Москве и Ленинграде появлялись первые современные спектакли. Танцевали профессионалы и те, кто никогда танцам не учился. Это было особенно интересно в сравнении с Нью-Йорком, где примерно те же спектакли и в то же время танцевал Барышников. В основе сюжетов московских постановок лежала литература — произведения Кафки, Дорофеева, в основе ленинградских — война с Советским Союзом. Вплоть до начала «нулевых» тему этой борьбы никак не оставляли.

Но родился современный танец не в географических столицах, а в трех танцевальных российских городах (танцевальными они считаются и по сей день, так как в них живет очень много сильных танцоров): Екатеринбурге, Перми и Челябинске. Здесь «Кульки» (Училища культуры и искусства) выращивали гуманитариев — тех, кто мог и умел творить в разных сферах деятельности. Возможно, комплекс по отношению к выверенному балету, преподаваемому в столицах, и дал тот толчок к развитию нового танца на периферии.

Лейла Гучмазова особенно остро акцентировала внимание на предрассудках, которыми страдало и страдает сегодняшнее общество.

Среди них два особенно актуальных:

«Все, что не балет, — современный танец» и «Если все не синхронно, то все плохо».

Именно так воспринимается современная хореография незнающим человеком. Но как быть лучше, умнее и просвещеннее? Критик посоветовала сформировать личную позицию к современному искусству с помощью актуальных нетанцевальных направлений — фотовыставок, картинных галерей современного искусства, инсталляций. Если вы никогда не смотрели балет — тоже не плохо, ваше сознание свободно от каких-либо канонов.

Сегодня понятие «современного танца» существует официально. В 2000 году на «Золотой маске» была выделена отдельная резервация, где танцоры из Челябинска наравне с солистами Большого претендовали на одни номинации. Для тех, кто не попал на «Маску», был актуален фестиваль «Цех» от одноименного театра танца, где и собирались представители направления из разных городов, а также «Витебский фестиваль современной хореографии».

Но так динамично начавшееся развитие к началу XXI века остановилось. Здесь сыграли роль и расслабленность — «нас признали, больше можно не доказывать», — и незаинтересованность танцоров в том, чтобы сделать современную хореографию делом всей жизни. Ведь накормить себя и семью таким делом очень непросто. В стране нет закона о меценатстве, который позволил бы вполне легально богатым любителям искусства помогать этому самому искусству, а на государственном уровне… вы сами понимаете.

Сегодня современная хореография получила в России новый виток. Во многом благодаря Диане Вишнёвой, которая известна своим пристрастием к ней, а также молодежи, которая не теряет интерес и продолжает искать новые формы. Возможно, и эти молодые люди когда-нибудь сменят свой внутренний жар на прибыльную профессию, а может быть, доживут до того момента, когда современная хореография получит равный с балетом интерес публики и равные возможности.

Если вы не получили ответы на свои вопросы или у вас родились новые, то фестиваль «Context» ждет вас на следующий год, там можно будет и обсудить, и осудить, и просто насладиться тем, что сегодня представляет из себя современная хореография.

Текст: Екатерина Перминова

Фотографии предоставлены организаторами фестиваля Context.

1
0 0 0
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Комментарии: На сайте Вконтакте Facebook