В последнее время в России открывается очень много школ кизомбы — еще недавно в одной только Москве это происходило еженедельно. Естественный процесс: с ростом популярности стиля увеличивается количество танцоров, развивается сообщество, открываются новые вечеринки, проводятся фестивали. Это сейчас мы знаем, что история кизомбы берет начало в 80-х годах прошлого века, а еще лет восемь назад никто и не подозревал, что на танцполе может быть не только сальса. Вы когда-нибудь задавались вопросом, как танцы переходят за границы стран?
Илья Субачев, один из создателей школы AfroFusion, рассказал, как это произошло с кизомбой, кому не подходит этот танец и какие основные правила следует соблюдать на танцполе.
WLD: Илья, говорят, вы привезли кизомбу в Россию. Это правда? Как давно вы познакомились с танцем?
И.С.: В 2008-м году у меня случилась продолжительная командировка в Анголу, и очень скоро я заскучал по сальсе, поэтому отправился на поиски местной вечеринки в Луанде, которую мне посоветовали знакомые. Уверяли, что там танцуют «ангольскую сальсу». Это, как вы понимаете, была кизомба, которая мне сразу же не понравилась, все-таки я ожидал увидеть сальсу, а это был какой-то народный танец, совершенно непохожий на нее ни по эстетике, ни по энергетике. Люди разных возрастов просто шагали, обнявшись, правда периодически встречались какие-то необычные поддержки и элементы игры, но мое общее восприятие тогда осталось негативным. Позже я попытался понять логику танца, он не был привязан к счету, но танцующая пара делала шаги достаточно симметрично, что для меня было загадкой. Я спросил у знакомого, как танцуется этот танец и … понеслось. С объяснением как-то сразу не заладилось: я просто танцевал то, что мне показывали, не особо задумываясь о том, как это делается. На этом этапе я и вернулся в Россию.
WLD: И привезли кизомбу с собой?
И.С.: В Москве меня ждал сюрприз — моя будущая супруга Надин стала преподавать в другой школе и осталась без партнера, поэтому я помогал ей. Совсем не ожидая, стал преподавателем. Очень много времени мы проводили на тренировках, много разговаривали, я стал рассказывать о кизомбе. Ничего о технике танца я толком не мог объяснить даже себе, но мог танцевать и мог рассказать об атмосфере на вечеринках и немного о настроении танца. Долгое время мы искали преподавателя по кизомбе. Были редкие объявления в Санкт-Петербурге и Одессе, но когда мы связывались со школами, оказывалось, что такого направления в программе обучения нет. Не было вечеринок, не было фестивалей. На фестивалях, которые мы посещали в других странах, преподаватели рассказывали разные вещи, и нам приходилось собирать информацию по крупицам, постепенно формируя свою методику. С тех пор кизомба в России сделала просто космический рывок вперед.
WLD: А когда появились первые ученики?
И.С.: У нас уже был определенный набор связок и мы пытались систематизировать информацию. Пробовали танцевать, ученики нас видели, интересовались и стали просить запустить небольшую группу. Мы решили попробовать и в апреле 2011 года открылась первая регулярная группа по кизомбе. Мы предупредили, что знаем не так много, но все что знаем — расскажем. Насколько мне известно, до этого в России проводилось несколько ознакомительных мастер-классов по кизомбе в рамках сальса-фестивалей, однако регулярная группа была запущена впервые.
WLD: Кизомба в мире насчитывает уже несколько десятилетий, а у нас буквально пять лет. Что нам еще предстоит узнать?
И.С.: Кизомба все еще проходит стадию формирования и, как и многие другие танцы, на данный момент переживает разделение на отдельные стилистики, которые в будущем окончательно оформятся в стили, хотя многие танцоры и музыканты уже на данном этапе разделяют кизомбу на конкретные стили. Так что мы наблюдаем очень интересный процесс, развитие которого предсказать достаточно сложно. Я сторонник того, чтобы танцевать все и по возможности получать удовольствие от любого танца.
WLD: Но танцевать кизомбу готовы пока не все. Есть люди, кому этот танец точно не будет близок?
И.С.: Кизомба — это общение. Тем, кто не приемлет близкого контакта с незнакомыми людьми, будет непросто. Кто-то постепенно втягивается, кто-то уходит. В любом случае, в кизомба-сообществе остаются достаточно открытые и жизнерадостные люди. Есть в этих людях что-то общее, но едва уловимое, что нереально описать словами.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Протанцевав один танец на вечеринке, пара обычно не расходится, равно как не происходит этого и после второй песни. Как правило, пара в кизомбе танцует не менее трех треков, а некоторые могут не расходиться несколько часов подряд.
WLD: Кизомбу неслучайно называют «африканским танго»?
И.С.: Для простого обывателя эти танцы могут казаться схожими, иногда их даже путают. Однако у них разная история, разные пути развития, энергетика. Существует точка зрения, что некоторое влияние на формирование танго оказали рабы из Африки, танцевавшие в те времена то, из чего впоследствии сформировалась семба и кизомба. У этих двух танцев есть некие общие корни, но это всего лишь точка зрения, которую можно разделять или оспаривать.
WLD: Наверное, есть и другие спорные моменты в стиле?
И.С.: Кизомбу часто воспринимают как «грязный» или порочный танец, но это совсем не так. Для меня это танец, который можно танцевать с сестрой или мамой. Все остальное — это не более чем выбор. Танцоры сами выбирают форму, энергию и дистанцию танца, однако изначально в кизомбе нет никакого «грязного» подтекста. Еще одним заблуждением является миф о том, что кизомба — простой танец, особенно у танцоров других направлений. Да, через месяц посещения студии вы будете танцевать визуально так же, как и большая часть танцпола. Однако, техника гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Для меня любой танец достаточно сложен и богат, если в него основательно погружаться и копаться, а не изучать поверхностно.
WLD: Тогда как выбрать себе правильного преподавателя?
И.С.: На данном этапе в кизомбе, как и в любом социальном танце, нет какого-то физического контроля качества. Качество подготовки целиком и полностью на совести преподавателей и школ. Но танцпол все быстро расставляет на свои места. Любому преподавателю необходимо время на то, чтобы пройти определенный этап формирования, где все без исключения успевают наделать ошибок. Поэтому ответ простой: посмотрите, как танцуют другие ученики.
Запомните основные правила кизомбы: