Если бы Наталия Антипова переехала из небольшого украинского города в Киев и поступила в хореографический ВУЗ, чтобы стать танцовщицей современного направления, а не в Москву, чтобы попробовать себя в неизвестном ей танцевальном направлении, мир никогда не услышал бы о Латифе — чемпионке Европы и Мира по беллиданс, судье международной категории и очень красивой девушке. Но судьба повернулась иначе и Москва оказалась единственным вариантом развития для молодой танцовщицы. Кстати, ВУЗ она закончила уже столичный. Более 12 лет назад Наталия вошла в мир беллиданса и взяла себе сценический псевдоним, который сегодня известен не только на Украине и в России, но и в арабских странах. WLD поговорили с Латифой и распросили ее, как изменился мир восточного танца за эти годы и как сейчас воспринимают беллиданс.
WLD: Латифа, сейчас вы активно путешествуете, даете мастер-классы в Египте и России, но началось все даже не в Москве. Как и когда вы пришли к беллидансу?
Латифа: Я пришла к нему из народных танцев. Мой первый педагог — Наталья Ландарь — в какой-то момент уехала в Россию, где открыла для себя это направление. Когда она приезжала, я всегда приходила к ней в гости, и однажды она показала мне свое выступление. Это был 2002 год и о беллидансе в странах бывшего СНГ только начали узнавать. Надо сказать, я всегда с интересом изучаю то, как работает человеческое тело, пробую новое, так как считаю, что любой танцор должен быть универсальным. Я пробовала разые стили, но и в бальных, и в народных ты всегда в группе, в паре, всегда с кем-то, а в беллидансе я открыла для себя сольную составляющую выступлений. И меня это привлекло. Семья благословила меня на переезд в Россию. Первые месяцы в Москве пришлось жить у знакомых и зарабатывать на жилье. Помимо работы, я ходила на все занятия к Наталии Стрельченко (Фадда) и в продолжающие, и в начинающие группы, потому что мне было интересно абсолютно все.
WLD: Сложно ли добиться в этом стиле лидерства, признания? Может быть, больше помогает пиар, работа в соцсетях?
Латифа: Соцсети — это второстепенное и каждый решает сам для себя, появляться там или нет. В первую очередь, я считаю, нужно быть танцором, тогда люди узнают о тебе и сами начнут о тебе писать. Я не была зарегистрирована ни в одной социальной сети, и до сих пор, наверное, оставалась бы офлайн, если бы не случай. Оказалось, что кто-то зарегистрировал на мое имя страницу и общался с моими знакомыми, о чем я узнала от учеников. Тогда я зарегистрировалась сама, с помощью техподдержки удалила аккаунт человека, который выдавал себя за меня, и с тех пор я есть и в социальных сетях.
Что касается лидерства. Нужно всегда стремиться быть на высоте и оставаться самим собой. Для этого, конечно, нужно отдаваться делу на 100%. Тогда твой зритель будет чувствовать отдачу и энергию.
WLD: Вы танцуете беллиданс с 2003 года, многое ли изменилось в стиле за последние 12 лет, стала ли выше конкуренция?
Латифа: Говорят, что танец стал популярен после фильма «Клон» — якобы он привлек массовую аудиторию. Не могу сказать, так это или нет. Но с каждым годом наблюдатся увеличение интереса людей к стилю, и конкуренция, естественно, растет. Сейчас танцуют даже дети с трех лет — они подрастают и благодаря своему опыту становятся конкурентоспособными. Если речь о профессиональном танце, людях, которые посвящают все свое время этому стилю, работают в нем, то пока профессионалов немного. Большинство танцуют для себя в качестве хобби.
WLD: А проблемы изменились?
Латифа: Самая большая проблема — отсутствие индивидуальности, очень много клонов, которые не понимают как быть самими собой. На первом этапе, когда ты учишься, ты похож на педагога и это естественно, но если я вижу в танцовщице кого-то, а не ее саму, я не могу оценивать ее как профессионала.
WLD: Вы сказали, что сейчас танцуют даже дети с трех лет, но беллиданс — это крайне женский танец. Насколько дети хороши в нем?
Латифа: Когда ребенок танцует, он копирует технику, рассказывает какую-то свою историю движениями, но до конца не осознает, что он делает. Эмоционально грамотно этот танец может прожить только взрослая женщина. Беллиданс — танец, в котором в женщине открывается женщина. В жизни танцовщица может держать в себе какие-то черты характера, но на сцене она раскрывается, показывает темперамент.
WLD: Беллиданс в качестве фитнеса как воспринимаете?
Латифа: Каждый сам для себя выбирает, куда пойти и что делать. К этому я отношусь спокойно. С другой стороны, есть преподаватели, которые дают эти направления — в их квалификации порой возникают сомнения. Очень много людей, которые незнакомы с методикой преподавания, не могут грамотно сформировать нагрузку, но называют себя педагогами и хореографами. Нужно очень пристально оценивать, к кому вы идете заниматься. Это можно сделать с помощью интернета — читая отзывы, характеристики и просматривая видео.
WLD: Насколько серьезно танцоры других стилей воспринимают беллиданс? Считается ли он экзотикой, танцем для малой группы лиц?
Латифа: На самом Востоке многие не воспринимают этот танец всерьез и, к сожалению, даже больше: он воспринимается как соблазнение, увеселение публики. В арабском мире табу на открытые тела, танец в открытом наряде почти равен проституции. Во всем остальном мире беллиданс — искусство, и именно так воспринимается он и в России. Нельзя сказать, что сейчас это какая-то экзотика, очень многие люди знают и любят этот стиль и пробовали его сами. Он хорош тем, что приносит пользу здоровью, заниматься им можно в любом возрасте и при любой комплекции. Что касается танцоров других стилей, они зачастую погружаются в свою специфику и отводят беллидансу место танцевального номера в восточном ресторане.
WLD: Вы бываете в Каире на классах. И говорили, что существует русский стиль. Чем они отличаются?
Латифа: В Египте сцены камерные и жаркий климат, поэтому танец строится практически на одном месте. В России же движения более размашистые и быстрые, поскольку сцена большая и танцовщица старается ее заполнить. Наш беллиданс стал очень самобытным: мы берем базу Востока и классическую базу — осанка, носок, руки — все это видно в русской танцовщице. Но помимо техники здесь важны эмоции, чувства, танец необходимо исполнять сердцем и душой, это неотъемлемая часть исполнения во всем мире.
WLD: Вы снимались в первом документальном фильме о восточном танце. Насколько достоверной получилась картина?
Латифа: Правдивая ли история — судить зрителю. К сожалению, фильм не вошел в широкий прокат, как было задумано. Но сами съемки были очень важным опытом: мы ездили в Иорданию и Турцию. Можно сказать, исполнилась моя детская мечта. Я хотела быть актрисой, планировала поступать в институт, но видимо судьба моя не в этом, потому что любовь к беллидансу оказалась сильнее. А на съемках удалось совместить оба моих интереса.
WLD: Есть ли у вас личные секреты, как все успеть?
Латифа: Не лениться. Нельзя думать, что в жизни только один коридор, например, танцы. Лично я очень люблю путешествовать, изучать языки. Нужно расставлять приоритеты, иметь цель, некий план. И переходить от цели от цели.
WLD: Тогда какова ваша ближайшая цель?
Латифа: Хочу поехать работать по контракту. Не раз думала об этом, но мне не хватало смелости, не устраивали условия, я не знала английского на тот момент, хотя предложений было много и уже давно. Сейчас я готова приобрести такой опыт. Если же я останусь в России, то открою свою школу.
О восточных танцах узнавала Екатерина Перминова.
Фотографии из личного архива Латифы.