Что самое сложное в работе с детьми? По мнению Дмитрия Черкозьянова, резидента танцевального центра "PROТАНЦЫ" и создателя команды «Red Haze», научиться их правильно понимать и ощущать, читать желания по глазам. Судя по достижениям его команд (среди прочих наград – первое место на российском чемпионате по хип-хопу), это правило успешно работает. За годы работы хореограф сформировал особый подход к детям и на недавних классах в рамках интенсива «Неделя Высокого CHOREO» поделился и другими своими секретами.
WLD: Как ты думаешь, с какого возраста стоит отдавать ребенка в танцы? Как эти занятия помогают детям развиваться?
Д.Ч.: На самом деле, отдавать ребенка в танцы можно в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Благодаря танцам, с самого детства ребенок начнет осваивать танцевальные направления, научится владеть своим телом и слушать музыку. Сейчас дети очень развиты и уже в 10-11 лет показывают высокий танцевальный уровень.
WLD: Почему стоит отдать ребёнка именно в хип- хоп?
Д.Ч.: Не обязательно именно в hip-hop. Нужно отдавать просто в танцы, а потом он сможет сам выбрать, что ему больше нравится. Каждый танцевальный стиль раскрепощает, развивает характер, дает основную базу. Если человек творческий, то от любого танца сможет получить удовольствие.
WLD: Сколько времени должно пройти, чтобы совершенно не пластичный ребёнок затанцевал?
Д.Ч.: В первую очередь, это зависит от ребенка и поддержки родителей. Раньше танцы не были так развиты, и мы не имели таких возможностей и поддержки, было очень сложно начинать. Как только ребенок начнет открываться, он станет чувствовать свое тело, будет воспринимать информацию, ощущать музыку через движения. Здесь важную роль играет помощь родителей и близких людей, правильный подход педагога, ну и, конечно, желание ребенка.
WLD: Каким должен быть детский преподаватель?
Д.Ч.: Самое сложное в работе с детьми научиться их правильно понимать и ощущать. Иногда нужно по глазам читать их желания, чтобы грамотно выстраивать урок, где-то давать им отдохнуть, где-то наоборот, сделать упор на занятии.
WLD: Возможно, есть причины, из-за которых не стоит отдавать детей в танцы или у тебя своё мнение на этот счёт? Стоит ли подталкивать детей к занятиям?
Д.Ч.: Если ребенок сам не хочет развиваться в танцах, то не стоит насильно заставлять его. Лучше прислушаться к нему, присмотреться, чем он увлекается. Возможно, он хочет рисовать, петь или писать рассказы, он сам подскажет, что ему ближе. Любое занятие и хобби – очень творческий процесс, но нельзя забывать, что оно должно доставлять удовольствие, подходить именно вашему ребенку. Просто родителям стоит акцентировать внимание на желаниях и интересах детей.
WLD: Стоит ли параллельно с танцами отдавать ребенка на спортивные секции, физически укреплять?
Д.Ч.: Для общего физического развития я бы посоветовал дополнительно заниматься, но только в том случае, если ребенок готов к таким нагрузкам. Хорошо, если это будут занятия, которые можно совмещать с танцами, тогда могут открыться новые возможности.
WLD: Меняется ли привычный ход тренировки, когда идет совместная с детьми репетиция?
Д.Ч.: Если честно, не меняется, потому что у меня для всех одно правило. Они берут пример с меня и друг с друга, поэтому мы всегда вкалываем на равных. Конечно, для каждой возрастной категории есть свой посыл: со взрослыми я общаюсь чуть строже, но и к детям я требователен.
WLD: Летом 2017 года в танцевальном «Лагере PROТАНЦЫ» ты вел классы у программы PROFFESIONAL, где были собраны ребята разной возрастной категории, среди которых были одинаково сильные как дети, так и взрослые. Что скажешь о таком формате классов?
Д.Ч.: На самом деле, очень рад, что сейчас есть такие сильные ребята, в том числе дети, с которыми легко и приятно работать. Я уже давно езжу в Штаты, и там совсем юные танцовщики ничуть не уступают профессионалам. Вообще, в нашей сфере нет сильной привязанности к возрасту, все зависит от твоего понимания танца, желания развиваться и усердных тренировок. Мне всегда хочется дать им как можно больше, и тут важен момент доверия учеников ко мне как к педагогу, чтобы они, не сомневались, а пробовали.
WLD: Не секрет, что родители играют важную роль, они в детстве отдают нас на танцы и без их поддержки ничего не может быть. Как ты выстраиваешь коммуникацию с родителями?
Д.Ч.: Поддержка родителей очень нужна, особенно для самих детей! Я неоднократно говорил, что без их помощи ребенку очень сложно творчески и физически развиваться. Мне очень повезло, потому что у нас с родителями очень теплые, даже дружеские отношения. Они видят, как их дети горят танцами, поддерживают и сопровождают на ночные тренировки.
WLD: У тебя есть и взрослая группа, где собраны танцовщики с разной подготовкой. Существуют ли какие-то специальные критерии для желающих попасть к тебе на урок?
Д.Ч.: Вообще, у каждого есть возможность прийти на мой класс и попробовать свои силы. Но если человек понимает, что ему очень сложно, то для начала стоит освоить базу, а потом уже повышать уровень. А так, я всем рад и надеюсь, что каждый из них уносит что-то с моих классов. Просто не существует «плохих педагогов» и «неудачных стилей», главное – выбирать то, что тебе нравится, и учиться, перенимать опыт, стараться и получать удовольствие. К сожалению, иногда случается так, что люди не ценят всего этого и слишком уверены в себе, с такими учениками мне дискомфортно. Меня воспитывали жестко, серьезно вели к чемпионству и выстраивали правильную работу, за что я очень благодарен. Я стараюсь поддерживать связь со своими педагогами.