САМБА ДЕ ГАФИЕЙРА/ SAMBA DE GAFIEIRA
Первоначально самба формировалась как музыкальный жанр. В основе жанра лежат мелодии таких африканских танцев, как лунду и батуке.
Первая пластинка с самбой, «Pelo telephone» («По телефону»), была записана в 1917 году. Новый ритм закрепился на рынке звукозаписей и с появлением радио стал популярен среди представителей среднего класса.Лунду и батуке часто называют теми танцами, которые в большей степени повлияли на самбу де гафиэйра, однако, непосредственным предшественником этого танца является машише.
Этот стиль окончательно сформировался в 40-е гг., однако, и дальше испытывал влияние различных направлений. Хореограф Жуау Карлос Рамос отмечает, что в 80-е «самба начала терять свою оригинальную манеру исполнения, так, начали использовать шаги из танго».
На сегодняшний день самба де гафиэйра имеет три вида: традиционная, фанкеаду и фанкеаду-фрагментаду. Автор самбы-фанкеаду — преподаватель и хореограф Джимми де Оливейра. Этот стиль отличается от традиционной самбы ритмом, работой корпуса и ног, динамикой.
Самба фанкеаду-фрагментаду (от порт. fragmentar — дробить) отличается еще большим вниманием к движениям ног и корпуса, подчеркивающим музыкальные акценты.
Если синонимом танго является слово «страсть», то синонимом гафиейры должно стать слово «игра»: партнерша может прыгнуть на руки партнеру, переворачиваясь в воздухе, или вообще опереться на его стопу, чтобы сделать фигуру. Партнер может вести партнершу на следующее движение через контакт бедром, коленом или голенью, что тоже смотрится очень игриво.
Что касается карнавальной самбы, она не является парным танцем и обладает другим настроением. Однако базовое движение этой самбы используется и в гафиэйре.
В Сан-Паулу, в самом крупном городе Бразилии, гафиэйра появилась только в 90-е гг. благодаря танцорам из Рио-де-Жанейро. Преподаватель танцев из Сан-Паулу Режис Пини рассказывает, что 30 лет назад гафиэйру танцевали простые люди, без танцевального прошлого, и только в Рио. «Сейчас большинство самба-вечеринок в Сан-Паулу проходят в самих школах танцев: она популярна среди тех, кто занимается танцами. Однако есть и танцзалы, в которые приходят все желающие, как, например, знаменитая в Рио Estudantina Musical (существует с 1931 года. — прим. WLD)», — говорит Режис.