Страх – это естественно. Любой признанный танцор сознается, что перед каждым выходом на сцену волнуется, как в первый раз. По-другому и быть не может. Иначе ощущения притупляются, а отношения с искусством, так же, как и отношения с человеком, должны быть взаимными и яркими. Так что же такое страх для танцора – двигатель или тормоз?
Любой танцор в начале свой карьеры боится всеобщего позора и большинству хоть раз в жизни снился сон, в котором он выходит на сцену и не помнит ни одного движения или демонстрирует совсем не то, что планировал, а зрители вокруг смеются и показывают пальцем. Иногда такие истории действительно случаются, но оказываются удивительно полезными.
«Сейчас я не боюсь ничего, кроме смерти, - делится Леонид Дедов, танцор со стажем, - а в начале боялся публики, хотя мне это по жизни не свойственно. Я научился слушать музыку, а потом учить движения, но как бы не оттачивал стиль, на первых баттлах, всегда в голове была мысль: они смотрят на меня с ужасом (улыбается). Страхи оправданы на 90%, они помогают работать над собой еще усерднее».
Совет тут может быть один – смелее выходить и делать, пока не начнет получаться.
«Страхи подобного рода, в отличие от предрассудков, дают тот самый импульс, который заставляет развиваться и доказывать, прежде всего, себе, что ты - не пустое место», - говорит танцор Tim'A.
Tim'A со своим страхом сцены боролся самостоятельно, танцор-самоучка, все движения он оттачивал в зале в гордом одиночестве, а отшлифовывал во время баттлов, так что не удивительно, что сейчас остается только волнение.
Но когда дэнсер становится опытнее, он начинает задумываться и о собственном здоровье, о риске травм. Никому не хочется заканчивать карьеру в расцвете сил.
«Раньше, как и все, я боялся опозориться, но сейчас пришел другой страх – получить вывих или перелом, потому что о танце на время придется забыть. Здесь главное - меры предосторожности», - поясняет Дмитрий Мун, танцор из Питера.
А вот Ксения Левчикова знает, что такое страх потерять себя в танце. Хореограф школы «Street dance. Тосно» пришла в хип-хоп под влиянием страсти, доминирующей над остальными эмоциями. Энтузиазм не давал опомниться и осознать, что есть какие-то страхи, и сначала девушка была просто поглощена работой и той информацией, которую хотела впитать и приумножить в себе. Скорпион по знаку зодиака, Ксюша любит заниматься самоедством и танцы не исключение. Когда она поняла, что стоит на месте и не развивается, начала брать мастер-классы, чтобы учиться у самых лучших.
«Вот тогда появился первый страх – быть не на уровне. Ты приходишь на класс, который стоит больших денег, тебе надо взять материал, и чем ближе ты стоишь, тем больше шансов развиваться. Поэтому я всегда вставала в первую линию, даже чуть комплексуя», - рассказывает Ксения.
Когда у девушки возникла проблема с травмой спины, врачи поставили диагноз «две межпозвоночные грыжи» и рекомендовали бросить танцевать. В 18 лет для Ксюши это было приговором. И тогда она поняла, что самое страшное для любого танцора – лишиться любимого занятия.
«Я была готова сделать все, что угодно, но не перестать дышать, а танцы для меня воздух, - вспоминает Ксюша. - И я наперекор врачам продолжала заниматься, нашла упражнения для закачки спины, какие-то элементы перестала делать на время. Меня вылечила та же страсть, которая привела меня в хип-хоп. И сейчас такое понятие, как страх, мне не близко. Я не боюсь что-то не уметь, я знаю, что есть очень много великолепных танцоров, и я готова у них учиться. Желание - это лучшее лекарство от страха».
Среди других распространенных страхов выделяется боязнь отличаться по стилю и движениям. Рожденный современным обществом, эгоцентричным и свободным в своих суждениях, этот страх, пожалуй, самый сильный. И вместе с тем, его проще всего преодолеть. Достаточно вспомнить хотя бы Дона Кэмпбелла*. Изучая разные стили, он не добился особого успеха ни в одном. И однажды, демонстрируя все, что успел выучить, Дон Кэмпбелл создал свой стиль, который сегодня танцует весь мир – Locking**.
*Дон Кэмпбелл – главный локер, основатель направления локинг
** Locking – танцевальное направление, созданное в 70-х годах 20 века, в основе которого лежат импровизационные «замки».
Самые сильные танцоры – это те, кто как Гарри Поттер, боится лишь самого страха. Потому что все остальное преодолимо. Не бойтесь быть уникальным. Танцуйте без страха!
Текст: Екатерина Перминова