Николай Попов, создатель одной из популярных московских танцевальных школ MDC NRG, в ноябре отметит свой 30-й день рождения и, подводя итоги трех десятилетий, ему точно будет что вспомнить. Открыв для себя танцы в 18 лет, он очень быстро определился с желаниями. За два года он не просто изучил стили, а начал гастролировать с российскими поп-звездами, преподавать, ставить большие постановки и еще через несколько лет открыл собственную школу танцев. Очень скоро весь его опыт воплотится на 1000 квадратных метрах нового танцевального пространства, ну а мы встретились в разгар рабочего процесса и поговорили о том, какой должна быть идеальная школа.
WLD: Складывается ощущение, что ты очень легко добился желаемого. Неужели не возникало труднопреодолимых препятствий?
Н.П.: Очень много было моментов, когда приходило чувство растерянности, безысходности. И можно долго рассказывать, как складывалась моя история с танцами, но, пробуя другие занятия, все равно всегда возвращался к хореографии. Сейчас я окончательно определился с тем, что буду делать в ближайшие 30 лет своей жизни: потрачу их на развитие танцевальной культуры в России и, возможно, за рубежом. Когда осознаешь этот момент, уже не хочется делать то, что ты делал раньше, делать что-то наугад. Это твоя платформа, фундамент, на котором строится будущее. И если понимаешь точку А и точку Б и задаешь себе время, за которое ты хочешь пройти этот путь от старта до цели, то начинаешь понимать, какие усилия надо затратить, с какой атмосферой нужно работать, выстраиваешь этот путь, вырабатываешь стратегию, формулируешь миссию, собираешь команду.
WLD: Ты выбираешь преподавателей для своей школы, видишь много профессиональных и начинающих танцоров. Веришь в природные способности или исключительно в сто-тысячу повторений?
Н.П.: Верю в способности, но больше всего верю в упорство. Не считаю себя талантливым человеком – всегда туго догонял и движения, и технику. Но в отличие от тех людей, кто делал это быстрее, я лучше фокусировался, больше усилий прилагал, мне нравился сам процесс. Так и со школой танцев. Я хотел просто попробовать, вдруг получится. У меня были деньги, накопленные на машину, но я всегда мечтал о бизнесе, связанном с творчеством или о творчестве, связанном с бизнесом. Мне нравится организовывать, направлять, вдохновлять людей, показывать, что существует другой путь, отличный от того, по которому идут остальные. Сейчас, со школой, мы пошли как раз по одному из таких путей. Я хочу дать площадку, где преподаватели смогут зарабатывать и развиваться.
В таких условиях нет ни одной замотивированной группы, ни одной полноценной постановки. Когда мы встретились с потенциальной командой преподавателей и я рассказал им про эту концепцию, про то, какие личные качества мы ценим, часть из них сразу отсеялись, потому что они были не готовы бороться. Другие остались и в первую очередь начали борьбу с собой, со своими вредными привычками, кто-то даже бросил курить. Потому что мы те, с кого берут пример наши ученики. Если я сам буду опаздывать, курить, ругаться, то какие люди будут со мной? Абсолютное зеркало! И вот поэтому нужно начать с себя. Как только ты разберешься со своим внутренним миром, вокруг появятся такие же люди, вокруг появится команда – команда, разделяющая твое видение.
WLD: Это полностью авторский подход или кем-то вдохновленный?
Н.П.: Последние полгода пристально смотрю на наши и на зарубежные школы танцев и пришел к выводу, что не все сделано, много интересного и креативного в России пока нет. Но не хочется делать слепую копию, в этом нет ничего интересного, зато можно пережить этот опыт, осознать его, пропустить через себя, усовершенствовать и сделать что-то новое. Ты берешь первое, пятое, девятое, десятое, читаешь книги, слушаешь музыку и общаешься с людьми – собираешь поток информации. Когда чаша знаний переполняется, идеи смешиваются и начинают фонтанировать новым потоком.
WLD: Ты учился в США какое-то время. Спроецировал ли этот опыт на свою школу?
Н.П.: В США я побывал задолго до того, как туда стали массово ездить русские танцоры. На тот момент я работал коммерческим танцором и хорошо зарабатывал – это позволяло путешествовать. Так, во время одного из отпусков, вместе с друзьями я уехал на месяц в Broadway Dance Center в Нью-Йорке. В штатах все сопутствует тому, чтобы быть классным танцором. Когда заходишь в супермаркет, и человек за прилавком танцует лучше чем ты, хореограф из Москвы, понимаешь свою незначительность и то, что тебе еще учиться и учиться.
Я ходил по городу и танцевал, и на меня никто не смотрел косо. А еще меня удивило, что хореограф, профилирующий джаз-фанк, танцует балет, вог, практикует акробатику, при этом на своем классе ставит классный трек, а потом оказывается, что это его музыка, его слова, его голос. Такое я видел впервые. И за тот месяц я получил намного больше, чем за год плотных тренировок в Москве. Сейчас в столице немного проще получить новые знания – у нас появляются крутые хореографы, приезжают иностранные мастера. Приятно осознавать, что развиваться можно. Однако у нас нет системы обучения: нет такого, чтобы люди не видели потолка в своем развитии и рассуждали, что заниматься в танцевальной школе престижно. А ведь танцы нужны каждому человеку – это эквивалент здоровому образу жизни. И этим можно заниматься всю жизнь, а не только в 17-18 лет. В своей школе я как раз хочу дать людям осознанность того, что танцы это не на 2-3 года — это на всю жизнь.
WLD: При условии, что мы будем развиваться и совершенствоваться, какой будет школа танцев в таком будущем?
Н.П.: Я покажу это 2-го сентября на открытии новой школы. Возможно, я что-то не успею доделать, так как форс-мажоры случаются, но ту концепцию, которую я собирал на протяжении этих лет, я представлю в реализации школы, над которой мы сейчас работаем. Скажу, что в идеальной школе для меня важна команда и их личные качества: коммуникабельность, осознанность, взаимоподдержка, замотивированность, целеустремленность. Это должна быть школа, не заряженная на зарабатывание денег: взять деньги и взамен что-то дать, а школа, где важно дать развитие, интерес, отношение к другому человеку. И постепенное увеличение нагрузки. Дав все сразу, человека можно напугать. Он решит, что танцы — это сложно. Но давая все это в правильной атмосфере, из обычного ученика в любом возрасте можно сделать танцора, хореографа, педагога. Школа должна поэтапно воспитывать ученика, давать ему со временем работу.
WLD: Ты придумал опен-классы, где можно просто познакомиться с тобой, задать вопросы. Таким образом изучаешь целевую аудиторию?
Н.П.: Не совсем. Для меня важны люди, поэтому мне не хочется ставить обучение в нашей школе на поток. Большая проблема в том, что люди чаще всего не знают, что им нужно. А тем более – как к этому прийти. Человек может хотеть на тверк, а на занятии понять, что все не так, как он себе представлял. Все потому, что не хватает информации. Для этого люди могут прийти в школу и лично задать вопросы мне и нашим хореографам, посмотреть классы, попробовать и понять, какой стиль им больше подходит, услышать про миссию нашей школы. Лично мне было бы очень приятно, если какая-то компания, которая мне интересна, давала возможность задать вопросы не просто администратору, а человеку, который год за годом создавал это и знает больше, чем другие. Приятно было бы видеть, что у компании есть лицо. Своим примером я бы хотел показать, что танцевать можно в любом возрасте. Мне было 18, когда я начал, и у меня интересная жизнь, благодаря танцам: проехал 140 городов России, был в Европе и Америке, знаком с сотнями людей из разных уголков планеты. Благодаря танцам моя жизнь каждый день обретает смысл, и каждое утро я встаю с улыбкой на лице.
WLD: В одном из интервью ты сказал, что состоялся как хореограф, когда тебе было только 25. По каким критериям оцениваешь себя и других, к чему нужно идти и как понять, что ты этого достиг? Ведь многие даже к 50-ти не знают, есть ли смысл в их карьере.
Н.П.: У меня была своя планка. Тело, мозг и душа требовали постоянного движения вперед. И пока я не находил то, что мне действительно нравилось, я не мог успокоиться. Я искал новые пути развития и находил. Пробовал быть танцором, хореографом, причем не во дворе с друзьями, а в работе с крупными коммерческими корпорациями. Меня всегда привлекало, что большое количество людей могут оценить твой труд. Тогда не было ни Project818, ни Fame Your Choreo, где можно показать свою хореографию зрителю. Я мог бы продолжать идти той дорогой, но понял, что необходимые знания я уже получил и на этой базе хочу делать что-то большее для себя, что-то другое: хочу организовать свою школу танцев. Мне тогда было 24 года.
WLD: Ты многое совмещал – преподавание, исполнение, сочинение хореографии, развитие своей школы. Сложно ли заниматься всем сразу?
Н.П.: Да. И в какой-то момент расставить приоритеты мне «помогло» здоровье. Когда у тебя в один день репетиция с Полиной Гагариной, налоговая, опоздавшие строители и шесть классов, у тебя нет свободного времени, ты все время нервничаешь, не доедаешь, не досыпаешь, это бьет по здоровью. Когда это случилось со мной, я занял денег и уехал с девушкой на первый в своей жизни отдых. Не на гастроли, не в путешествие, а именно на отдых. Провел неделю на Цейлоне. И в тот момент я понял, что не смогу функционировать в таком режиме дальше. Сбавил нагрузку, когда вернулся, но по итогу мало что изменилось. Только в 2014-м году я решил, что всё, вывожу организацию процесса на первый план. У меня остались единичные проекты: иногда вылетаю куда-либо с танцевальной миссией.
WLD: Что любишь помимо танцев? Книги, кулинарию, путешествия?
Н.П.: Люблю книги, но читаю довольно медленно. Зато каждую пропускаю через себя и впускаю в свою жизнь. Читаю либо автобиографии, либо психологию, либо про личностный рост – и какие-то ключики всегда выделяю для себя. Вот сейчас, например, читаю книгу Ричарда Брэнсона. Он говорит, что нужно слушать людей – это помогает и бизнесменам, и обычным людям, мы много говорим – но не всегда слушаем.
WLD: Еще есть полезные бизнес-советы, которые помогают в развитии?
Н.П.: Лучший бизнес-совет – выстави себе цели. В детстве и юношестве я делал это неосознанно, а потом оказалось, что именно это привело меня туда, где я есть сейчас. Приведу пример. У спортсменов есть Олимпиада, к которой они готовятся и мечтают попасть, для футболистов есть чемпионат мира. У танцоров не так много возможностей стимулирования себя. Сейчас проект «ТАНЦЫ» на ТНТ взбодрили всех, потому что начинается второй сезон и люди поняли, что будет и еще, у них включается мотивация: «Я же могу подготовиться и тоже пойти на следующий кастинг». Я стал замечать, что люди быстрее растут в развитии, когда у них появляются цели.
WLD: Однажды ты обжегся, открывая вторую школу, а после закрыв ее. Советуешь ли ты танцорам пробовать или лучше учиться какой-то менее творческой профессии, а танцы оставить в качестве любимого занятия?
Н.П.: Если хочешь – нужно делать. Ты можешь и не знать, какие навыки заложены природой, наследственностью. Но нужно также иметь определенную долю безумства и смелости. Сейчас мы закрыли старую школу, на 179 квадратных метров, и открываем на 1149. Своими силами. Это риск.
WLD: А что можешь сказать про свою команду?
Н.П.: Для меня команда – это люди, кто подставит плечо, кто поддержит в любой момент, и сейчас со мной именно те люди, с которыми мы делаем общее дело, которые делают результаты на 200-300%, с которыми мне в кайф проводить время, в которых я уверен. Это Дима, Ната, Аня, Валя, Оля, Лена, Жен, Леша и, конечно же, мои мама, папа и брат. Мы не просто семья, мы настоящая команда. Люди, любите, поддерживайте своих близких, будьте примером для своих детей и, конечно же, танцуйте! До встречи в жизни!
Фотографии из личного архива героя.