Как появился стиль Лос-Анджелес? В чем его особенности? Как следовать за партнером LA, если вы изучали касино? И в чем особенность танцоров в России по сравнению с другими странами? Обо всем этом WLD расспросили знаменитого сальсеро и инструктора Луиса Васкеса во время фестиваля Moscow Salsa&Kizomba Festival.
WLD: Вас считают одним из создателей направления LA. Расскажите, как вы придумали новый стиль?
Л.В.: Это получилось само собой. Я, мой брат Франсиско Васкес, Рохелио Морено, Алекс да Силва, Джосси Негла, Джованна Аранда – все мы просто танцевали ради удовольствия и соревновались между собой в том, чтобы придумать как можно больше новых элементов. Нас вдохновляла музыка, энергетика людей. В этот момент сальса становилась все влиятельнее, и наш стиль, который впоследствии получил название «Лос-Анджелес», набрал популярность вместе с музыкой. В общем, мы оказались в нужное время в нужном месте.
WLD: На ваш стиль повлияли другие направления?
Л.В.: Конечно. Нас вдохновили ритмы с Острова Свободы, а также музыка Пуэрто-Рико. Кубинская музыка была частью мексиканской культуры в течение многих лет. Во-первых, потому что в Мексике было много звукозаписывающих компаний, и она находится близко к Острову Свободы. Во-вторых, потому что многим кубинским эмигрантам туда было легче попасть, чем в США. И мы в Мексике выросли на этой музыке, слушая Селию Крус, Бенни Море. Впрочем, мы мало что тогда знали о кубинских танцах. На нас также оказали влияние фильмы 50-х годов. Мы смотрели их и искали вдохновение у знаменитых танцоров этого времени. Некоторые, например с Джимом Келли, не имеют отношения к сальсе, но из них мы почерпнули шаги, применяемые в других стилях. Позже мы познакомились с кубинцами в Лос-Анджелесе и многому научились у этих великолепных танцоров, музыкантов. А сейчас уже мы вдохновляем других сальсеро. Потому что процесс обмена в танцах всегда многосторонний.
WLD: Какие технические особенности стиля вы можете выделить?
Л.В.: Лос-Анджелес очень похож на Нью-Йорк. Мы танцуем по линии. Единственное различие состоит в том, что мы начинаем с первым тактом музыки и нас легко распознать, потому что партнеры много вращаются. Когда мы работали над новым стилем, мы (мужчины) стали много крутиться, а в касино и Нью-Йорке это не было принято. Затем мы стали подбрасывать и ловить партнершу в воздухе. Другие сальсерос переняли это уже позже.
WLD: А если говорить о линейной сальсе и касино, вы замечаете между ними некоторое соперничество?
Л.В.: Представьте себе такую ситуацию: Россия говорит, что она лучшая в футболе, Украина спорит: «Нет! Я!», а потом Мексика заявляет, что она играет вне конкуренции. На самом деле никто не лучше остальных. И на нас, то есть на преподавателях, лежит огромная ответственность – мы должны научить студентов не думать так поверхностно. Я часто вижу, как инструкторы не любят, когда ученики хотят заниматься параллельно у другого преподавателя. Они начинают говорить, что он ничего не знает. На самом деле такие инструкторы просто не уверены в себе.
WLD: А вот вопрос от лица всех девушек. Что делать, если тебя пригласил партнер, который изучал другой стиль? На смешанном танцполе, например.
Л.В.: Это просто отлично! Мой совет такой: если тебя пригласили танцевать, соглашайся и пытайся приспособиться. Это может быть здорово. Не нужно пытаться точно предугадать все движения, просто следуй, и это уже будет выглядеть неплохо. Даже если стили отличаются, всегда есть что-то общее, везде присутствуют одни и те же движения, например, одинаковые повороты. Просто в касино двигаются по кругу. Со временем ты приобретаешь опыт и учишься подстраиваться. Старайся пробовать разные стили, и тогда твое тело научится приспосабливаться даже к незнакомым танцам.
WLD: Каковы ваши впечатления от России, Москвы и наших танцоров?
Л.В.: Танец в России имеет большую историю: вспомнить хотя бы дворянские балы. Кроме того, когда здесь начинают заниматься чем-то, прикладывают к этому много усилий. Я наблюдаю развитие стилей, потому что когда я первый раз приехал сюда 12 лет назад, все танцевали касино. Сегодня преподаватели линейной сальсы весьма успешны в России, а сам стиль набрал популярность.
WLD: Вы могли бы жить практически в любой стране мира, но выбрали Швецию. Почему?
Л.В.: Раньше я жил в Калифорнии и летал из США в Европу практически каждую неделю. Это продолжалось много лет и было настоящим сумасшествием: ты приезжаешь на место, а в понедельник уже надо обратно, а в пятницу снова долгий перелет. В следующем году я праздную юбилей – 20 лет постоянных путешествий. За это время я побывал в 172 странах мира. Так вот, я сменил место жительства, чтобы мне было проще работать. Сначала я 5 лет жил в Италии, а затем переехал в Швецию.
WLD: Сальса в Швеции развита?
Л.В.: Да, ее популярность растет во всем мире. Шведское правительство недавно стало поддерживать школы, чтобы дети лучше развивались в плане танцев и пения. У людей появилось больше возможностей, чтобы делать то, что они любят. Появляется больше танцевальных клубов. Я начал заниматься с пятью студентами, а теперь их почти 300.
WLD: Вы не только преподаватель, вы много выступали на сцене. В чем для вас разница между шоу и просто танцем?
Л.В.: 3 года назад я прекратил выступления, чтобы сконцентрироваться на преподавании и диджействе, но я делал шоу всю свою жизнь. Когда ты танцуешь для себя, ты можешь делать это где угодно и чувствовать себя при этом комфортно. Когда ты выступаешь, это, конечно, ответственность. Ты производишь впечатление на зрителей и видишь их улыбки, знаешь, что все это не только для тебя самого, но и для других людей.
WLD: А что вам нравится больше?
Л.В.: И то, и другое. Потому что это разные ощущения. Одно дает тебе прилив адреналина, вдохновляет на творчество, а второе приносит удовольствие и радость.
Интервью подготовила Александра Полякова.