Россия — страна большая, и талантливые хореографы живут не только в столице.
Тверк или бути шейк, а может быть, бути дэнс? О том, что же было раньше, спорят много, особенно в последнее время. Мы решили узнать всю правду у Елены, поймав ее накануне классов в Минске, и заодно разузнали, как сегодня поживают дэнсхолл королевы.
WLD: Лена, давай сначала расскажем о твоих танцевальных способностях.
Л.Я.: Изначально я семь лет танцевала смесь из разных стилей, обличенных в сценическую хореографию. Привыкла танцевать разные танцы, но моей основой был джазовый танец. И только лет шесть назад я открыла для себя мир «уличных танцев», тогда душе стали близки dancehall, waacking и vogue. Сейчас еще и twerk, но в то время никто «попотряс» и дэнсхолл не разделял. Сейчас мои основные стили — дэнсхолл, вог и тверк, без них я своего танца и себя в танце не вижу.
WLD: Недавно ты вернулась с Ямайки. Это была творческая поездка?
Л.Я.: Поездка была незабываемой. Мне хотелось посетить родину законодательницы стиля dancehall и не столько изучить танец, сколько культуру: посмотреть, как это происходит и развивается там, походить на знаменитые уличные тусовки, пообщаться с местными танцорами, ну и отдохнуть в том числе, ведь Ямайка — это невероятное Карибское море... Много для себя почерпнула, вдохновилась некоторыми танцорами, поняла, что иду в правильном направлении. В общем, круто все было! Не без минусов, но сейчас вспоминается только самое позитивное.
WLD: Ты обладательница звания дэнсхолл королевы — как его получить?
Л.Я.: Dancehall queen— это звание, которое присваивают победительнице одноименного конкурса. Самый крупный, международный, проходит на Ямайке. Поменьше проходят по странам. Есть он и в России. Я выиграла его в 2010 году, сама того не ожидая. Это дало огромный стимул к дальнейшему развитию, уверенность в том, что я двигаюсь в нужном направлении... А еще перспективы, известность… много чего (улыбается). Безумно приятное ощущение получить небольшую корону на голову! Это была первая победа и одна из самых значимых в моей танцевальной карьере. Сейчас собираюсь организовывать соревнование Dancehall queen в рамках ежегодного конкурса «Siberian dancehall contest» — будем выбирать сибирскую королеву.
WLD: Ты сказала, что владеешь стилем тверк, который в России давно знают как бути шейк. Давай развеем сомнения — что было раньше?
Л.Я.: Бути шейк— это, по сути, название одного из основных танцевальных элементов, известных русскому человеку, как «тряска попой». Но этих трясок существует огромное количество: у каждой своя техника. Все тряски объединяет тверк (twerk). Он пришел к нам из Америки, но если копать глубже, то корни уходят в Африку. Там подобные танцы носят свои названия: Mapouka (Мапука), Kuitata (Куитата) и Bobaraba (Бобараба). Исполняют их традиционно африканские женщины и самое главное отличие всех этих стилей от бути шейка — это исполнение. В бути шейке мы выкидываем попу в разные точки и работаем поясницей, в африканских танцах попа играет самую активную роль —она двигается в вертикальном положении вверх-вниз. Ближе всего к нашему бути шейку танец Бобараба— похожи техника, движения. Тверк для России понятие новое, и в деталях истории до сих пор продолжаем копаться, и будем копаться еще долго. Пока же можно сказать, что бути шейк — это скорее название одного из элементов тверкинга. Такого стиля отдельно не существует. А booty dance это просто еще одно более коммерческое название тверка.
WLD: Лена, а насколько большой шаг от танцора к хореографу?
Л.Я.: Смотря от какого танцора и смотря, как расценивать понятие хореограф. По сути, хореограф — тот, кто делает хореографию и постановки. Другое дело — педагог. И туда, и туда шаг нужен не один и не два. Я в танцах достаточно давно и у меня был огромный опыт танцевания, как раз в группе под руководством хореографа, и я знаю этот процесс изнутри, поэтому роль хореографа мне дается не слишком сложно, но при этом я всегда стремлюсь к росту, так как не считаю себя супер постановщиком. Я люблю сочинять хореографию, я знаю базу своих стилей и умею раскладывать музыку. В плане постановок все же лучше иметь определенное образование или супер видение танца.
WLD: Собственный танцевальный центр — мечта хореографа. Много сил и времени ушло на ее реализацию?
Л.Я.: Чем больше я занималась танцами, тем больше я думала о создании танцевальной школы. Когда выбирала университет, шла на факультет бизнеса, поэтому в принципе то, что я люблю, и то, на кого я училась, совпало — это, наверное, идеальный вариант, так как мне удалось сделать танцы работой. По поводу того, как все открывалось: знания, как все функционирует и что нужно делать, я получила в университете, у меня был бизнес-план и стратегия, а потом представилась и финансовая возможность. Для всех мечтающих есть один верный совет: если сильно хотеть, все получается, а возможности всегда можно найти.
Интервью подготовила Екатерина Перминова.
Фотографии из личного архива Елены.