Как делают танцы в русском кино
Вход на сайт
Регистрация
или войти с помощью
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
ПРИВЕТ, Я МАША, ОСНОВАТЕЛЬ WELOVEDANCE.
Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.
Вход на сайт
Регистрация
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
Вход на сайт
Регистрация
Школа
Хореограф
Завершение регистрации
Восстановление пароля
Создать
Ваша заявка отправлена.
Статья

Как делают танцы в русском кино

Интервью с хореографом Somique, побывавшей в кадре и за ним.

Welovedance.ru 02 июл 2021 г

Анастасия Сомова известна в танцевальном мире как Somique — преподаватель Dancеhall, Vogue, High Heels и Twerk. Она расширила границы собственного творчества, добавив к мастер-классам и тренировкам в зале работу на киноплощадке. Сначала как хореограф, а затем и как актриса. Сегодня в ее портфолио более десяти фильмов, среди которых «Хороший мальчик», ставший обладателем Гран-при кинофестиваля Кинотавр, «Хэппи-Энд» - победитель фестиваля «Окно в Европу», а также «Только Серьезные Отношения», «Про Любовь. Только Для Взрослых» и др.

Как попасть в мир большого кино? Кого ищут режиссеры — танцующих актеров или играющих танцоров? Есть ли у русского танцевального кино будущее? На эти вопросы Настя дала честные ответы.

WLD: Настя, ты долгое время была известна только как хореограф. Как и когда произошел переход от хореографии к кино?

Настя: Я попала в кино благодаря хореографии — меня пригласили на проект «Хороший мальчик». Постепенно начала сниматься в эпизодических ролях, и в какой-то момент поняла, что мне хочется получить актерское образование. На самом деле, я с детства хотела делать две вещи - быть актрисой и танцевать. Но почему-то поступила на журфак МГУ… Сейчас хореография никуда не ушла, танцы остаются любимым делом моей жизни: я продолжаю выступать, ставить, преподавать. Но теперь у меня появилась еще одна полноценная профессия - актерская.

из 3

WLD: Расскажи, как можно стать частью съемочной группы в качестве танцора или хореографа? Насколько это востребовано?

Настя: Если хочется попробовать себя в кино именно в качестве танцора, то тут, как и в ситуации с другими проектами, будь то клип, шоу или реклама - нужно приходить на кастинг, объявленный хореографом или продакшн компанией. Если есть желание сниматься в качестве актера, то тут другой путь — поступать на актерский или проходить курсы, записывать актерские визитки, делать себе портфолио, искать киноагента, ходить на пробы. Для танцора актерские навыки будут двойным бонусом, потому что в России профессионально танцующих актеров практически нет. На кинопроектах, посвященных танцам, всегда огромная проблема найти хорошо играющего танцора или хорошо танцующего актера. Насколько я знаю, из-за этого многие проекты замораживались.

WLD: Актерская профессия часто предполагает часы ожидания своей выхода на площадку, иногда в одиночестве. Работа хореографа наоборот динамична и завязана на людях: что-то из этого дается сложнее, или в твоем характере есть черты, подходящие обеим профессиям?

Настя: Думаю да, у меня есть и те, и другие качества. Т.е. я люблю посидеть, порефлексировать, почитать, подумать и эти часы ожидания для меня не мучительны, мне всегда есть чем занять себя. Но в роли хореографа я наоборот, очень динамичная и быстро соображаю. Другой вопрос, насколько я научилась «переключаться», и насколько вообще отличается актерская профессия от профессии хореографа. В первом случае ты более зависим от других людей, а во втором у тебя больше ответственности и контроля. Пока в роли хореографа я себя чувствую на площадке более уверено. Но все приходит с опытом.

из 3

WLD: А как относишься к фильмам в духе франшизы Step Up, где несложный однотипный сюжет, но качественные танцевальные постановки. Что говорит в тебе хореограф, а что — танцор? Не спорят ли они друг с другом?

Настя: Вообще, я люблю более глубокие фильмы с оригинальным сюжетом, с сильными актерами. Все по-разному смотрят кино: кто-то обращает больше внимания на историю, кто-то на картинку. Для меня важным показателем является актерская игра. Что касается фильмов в духе Step Up, танцорам моего поколения они очень помогли. Когда мы начинали, не было такого огромного потока информации, такого количества источников вдохновения, как сейчас. Я смотрела эти фильмы затаив дыхание. Уже тогда я понимала, что сюжет так себе, но это было не главное, потому что я смотрела на танцы. Кстати, из того времени я выделю даже не Step Up, а британский Street Dance 2. Он вышел в 2012, то есть позже первых американских фильмов «Шаг вперед». А зацепил тем, что во-первых, сами танцы мне там больше нравятся, а в во-вторых, там снялось очень много моих знакомых, настоящих крутых танцоров, с которыми я пересекалась на реальных баттлах и танцевальных мероприятиях, у которых училась, с которыми вместе преподавала. И очень здорово, что создатели фильма сохранили в фильме их настоящие имена, немного изменив лишь некоторые. Помню, я очень смеялась, когда увидела, как изменили имя японского танцора Кайта - в фильме он был Террабайт. Не знаю, почему сценаристам вдруг показалось, что это звучит лучше. Тем не менее, реальные танцоры с их реальными именами здорово усилили ощущение правды. Я не говорю о том, что в других фильмах танцоры не настоящие. Просто этих я знаю лично, мы тренировались вместе, виделись на тусовках, болтали. И именно этот фильм стал очень крутым вдохновением.

Но вообще, я считаю, что было бы намного лучше, если бы фильм цеплял историей, а не только зрелищностью и хореографией. Красивых танцев сегодня можно увидеть огромное количество, а вот качественного танцевального кино (с точки зрения сюжета, драматургии, актерской игры) пока немного. Моя мечта сделать такой фильм, где будет и сценарий крутой, и танцы крутые. Я иду к этому.

WLD: Считаешь ли ты, что лучше в танцевальных фильмах играть танцорам, чем танцевать актерам?

Настя: Идеально, когда профессиональный актер умеет профессионально танцевать. Поэтому танцору, у которого есть цель сниматься в кино, необходимо прокачивать свои актерские навыки. Необязательно учиться четыре года в театральном, но нужно получить знания. Если у тебя есть органика и талант, то в танцевальном фильме ты, возможно, сыграешь хорошо. Но, если нужно, чтобы и актерская игра, и хореография была на уровне, то, скорей всего, роль получит профессиональный актер, а в танцевальных сценах будут работать дублеры. Например, в фильме «Битва» у Риналя Мухаметова их было целых шесть — один отвечал за трюки, другой за хореографию и т.д. При том что он сам довольно неплохо двигается и в прошлом танцор.

WLD: Когда требуется сделать постановку к фильму — насколько глубоко тебя знакомят со сценарием, характерами? И насколько четкие требования к танцу?

Настя: Я всегда полностью читаю сценарий, еду на встречу с режиссером и основной частью съемочной группы. Задаю вопросы по персонажам, узнаю, что подробно нужно по танцу, какая цель у танцевальной сцены в общей драматургии. Обсуждаю с оператором точки съемки, технику, которую они будут использовать. От этого тоже строится танец. Далее идет освоение локации. Переговоры с художником-постановщиком, чтобы понять: будут ли декорации и какие, можем ли мы что-то задействовать. Затем репетиции с актерами или танцорами. Утверждаем костюмы и реквизит — если есть сложные трюки, обязательно нужно обсудить детали костюма и покрытие площадки.

В кино танец - это всегда часть общей истории фильма. В системе Станиславского есть такой термин - предлагаемые обстоятельства. Это объемное понятие, очень важное в работе актера над ролью. Так вот при разработке танцевальной сцены предлагаемые обстоятельства тоже всегда нужно учитывать.

WLD: С кем ты обычно работаешь? Берешь своих знакомых/проводятся кастинги или нужно давать постановку актерам?

Настя: Зависит от задач. Чаще всего требуется сделать кастинг- через кинокомпанию и кастинг-директора или самостоятельно. А бывает так, что я четко вижу того или иного исполнителя в нужной роли и предлагаю сотрудничество напрямую. Это не всегда знакомый мне артист - возможно, мы лично не знакомы, но я знаю его работы.

WLD: Ты получила театральное образование в Институте им. Бориса Щукина. Это что-то изменило в твоей работе как хореографа?

Настя: У меня появилось намного больше инструментов, расширился кругозор, я стала по-другому чувствовать танец. Изменился подход к преподаванию, к созданию хореографии. Я начала применять актерские тренинги и упражнения из физического театра в преподавании. Иногда замечаю, как сама начинаю разбирать какое-то движение или кусок хореографии с точки зрения актерского этюда. Это очень круто раскрывает человека. Некоторые упражнения, которые я придумывала для своих учеников еще до учебы в Щуке, я потом «узнавала» в институте при изучении техник Михаила Чехова. Это было, конечно, не точь-в-точь, но очень похожие по смыслу вещи. Было очень интересно находить параллели. А еще ко мне в последнее время часто приходят на классы актрисы, и я говорю с ними на одном языке, что тоже довольно прикольно.

из 3

WLD: Какая из твоих работ как хореографа на площадке запомнилась больше всего и чем?

Настя: Каждая из работ важна по-своему, у каждой свои особенности. Наверное, больше всего мне запомнилась первая работа в большом кино — фильм «Хороший мальчик». Так получилось, что она сразу выстрелила — мы взяли главный приз Кинотавра. Для меня это была первая поездка на кинофестиваль, первая проходка по красной дорожке, первая премьера в большом зале, когда ты с замиранием сердца ждешь, как зал отреагирует на твои сцены. На первой же зал зааплодировал и это, конечно, сильное впечатление. Плюс по объему это была сразу большая работа: несколько танцевальных сцен в середине и финальный танец на сто человек, который одновременно сопряжен с речью главного героя и развязкой всего фильма. То есть одна из ключевых сцен фильма. Мой первый полный метр и сразу такая сложная задача. Но мне кажется, у нас неплохо получилось.

Большое спасибо режиссеру Оксане Карас за доверие, за то, что она пригласила меня поработать и познакомила с миром кино. И отдельное спасибо моей помощнице, хореографу Ире Малой, благодаря которой мы справились с таким объемом работы.

WLD: Ты внимательно следишь за индустрией? Кто из хореографов-постановщиков или что тебя вдохновляет во время работы над фильмом?

Настя: Вдохновляют многие вещи — книги, живопись, события, которые происходят в жизни, внутреннее состояние, музыка. Для киноработ всегда отталкиваюсь от сценария и от задач, которые ставит передо мной режиссер. Недавно я работала на картине, где нужно было поставить индийский танец. Я пересмотрела много индийского кино, но не только изучала базу как хореограф, но и смотрела, как существуют актеры в кадре, на их манеру игры, на их пластику. Цель не повторить хореографию, а сделать полноценное актерское наблюдение и, исходя из этого, срежиссировать сцену.

А сейчас я работаю на проекте, вдохновением для которого служат машины и биороботы. Я смотрю, как они двигаются, взаимодействуют с миром, в чем их преимущество перед людьми, а в чем они проигрывают. Т.е. для каждого проекта свое вдохновение.

Есть хореографы и танцевальные компании, которые вдохновляют: Sharon Eyal, Batsheva Dance Company, Sidi Larbi, Akram Khan, Грег Чапкис, Parris Goebel и Royal Family, очень классные и самобытные ребята Ebinum Brothers. Я обожаю как танцует JosephGo — мой хороший друг и невероятно крутой танцор. Lady CunFaya — мощнейшей энергетики женщина в дансхоле. Dedson Killa - адреграундный хип-хоп танцор и тоже мой друг - был вдохновением, когда я только начала танцевать хип-хоп, и остается до сих пор. Из наших мне очень нравятся Настя Юрасова, Ира Кононова, ребята FarFor. Интересные вещи, раньше как танцоры, а сегодня уже больше как постановщики и организаторы, делает команда Чердак Джека. И не могу не упомянуть «Теневое Правительство» - и не только из-за их супер-названия. Когда вы увидите их в баттле, вы поймете, о чем я.

WLD: Ты также сотрудничаешь в качестве хореографа с брендами Hermes, Porsche, Kenzo, Adidas, Puma, BVLGARI. В чем твоя задача?

Настя: С каждым брендом тоже своя история. Например, для Porshe я делала шоу в честь открытия салона на Арбате. Это был перформанс, где девушки в образе березок с длинными косами танцевали Vogue, стилизованный под русский народный танец. Был специально написан очень красивый трек — народная песня в современной обработке со звуками рычащего Порше, и сделан видеоряд, где автомобиль несется по дорогам России. Для Bvlgari я ставила показ новой коллекции часов. Мне тогда пришлось вместе с креативным продюсером проводить кастинг моделей на показ. Это был необычный опыт.

Для Puma была другая эстетика: мы делали баттл в стиле дэнсхолл: яркий, динамичный, с горячими танцами. Однажды на PUMA Jamaica Party в Парке Горького танцевали с мировой звездой, самым быстрым человеком планеты Юсейном Болтом. У нас был запланирован свой перформанс, у него ди-джей сэт, а получилось в итоге совершенно иначе. Он - ямаец, увидев, что мы танцуем дэнсхолл (ямайский танец) вдохновился и через менеджера попросил нас выступить также во время его ди-джей сэта. Мы так отрывались на сцене, что он не выдержал, оставил диджейский пульт и вышел танцевать с нами ямайские степы перед огромной толпой зрителей и СМИ. На следующий день мне позвонила подруга из Токио и сказала, что видела нас в новостях японского телеканала.

WLD: Насколько мы знаем, вся твоя жизнь связана с кино, в том числе и личная. Это помогает или мешает? Расскажи, как вы познакомились.

Настя: Мешает, конечно! Я слишком часто отвлекаюсь от тренировок на кино! Шучу. На самом деле, мне как актрисе и хореографу это, скорее, помогает. Я читаю сценарии, слышу мнение разных режиссеров, узнаю, как работает индустрия . Мой молодой человек - кинорежиссер и продюсер. Мы с Женей (режиссер и сценарист Женя Шелякин — прим.WLD) познакомились на Кинотавре, где я была со своим фильмом как хореограф, а он со своим как режиссер. Это прикольная история. Была вечеринка с каким-то строгим дресскодом, каблуками и смокингами. Все очень серьезно, все важные персоны и никто не танцует, кроме одного единственного парня. Я не знала, кто это, он танцевал любительски, но так органично и искренне, что я не могла не обратить на него внимание. И следующий трек мы уже танцевали вдвоем. В общем, мы разогрели эту пати. Где-то даже сохранилось видео.

Потом через пару месяцев мы пересеклись на съемочной площадке проекта «Про Любовь.Только для Взрослых», и обнаружили, что хотим болтать часами (иногда отвлекаясь от съемок, к несчастью продюсеров). Я поняла, какой это интересный, умный, глубокий (а не только умеющих смешно танцевать) человек, потом влюбилась, и мы начали встречаться. Так что, получается, изначально кино помогло мне в личной жизни, а не наоборот. А Женя, кстати, позже признался, что пошел тогда танцевать, потому что ему стало жалко певицу, которая выступала на этой вечеринке и постоянно призывала гостей на танцпол, а все были «слишком важные и никто не выходил».

Фотографии из личного архива Анастасии Сомовой.

Стили танцев
0
0 0
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Комментарии: На сайте Вконтакте