Танец апсары удивляет своей экзотической красотой и женственной энергией. В древней Индии и Камбодже считалось, что танцы - это великий дар богов. Само название «апсара» пришло из индуистской мифологии, буквально «движущаяся в водах». По легендам, танцовщицы апсары родились в океане и были полубогинями, они состояли в божественной свите Индры или воплощали пять стихий вокруг бога Шивы. Апсары танцуют на небесах, ублажая не только богов, но и павших в бою героев. Их считают небесными нимфами. На Земле танец апсары сможет исполнить только специально обученная танцовщица.
Техника танца
Когда зрители видят впервые изогнутые кисти танцовщиц апсары, они часто пытаются повторить жест своей рукой, но ничего не выходит. Кисти апсар - словно мягкие лепестки цветов. Пальцы с невероятным изяществом могут коснуться руки, изогнувшись в обратную от ладони сторону. Такой эластичности можно достичь только постоянными упражнениями, растяжкой сухожилий, фаланговых соединений, тренировкой суставов. Все движения танцовщица выполняет с прямым корпусом, слегка согнутыми ногами. Шажки апсары маленькие и изящные, она наступает на всю ступню в танце.
Язык жестов
Главная особенность танца апсары – это сочетание плавных движений и четко застывших поз. Древние восточные танцы подобны стихам, где каждое движение – слово. И это действительно так. Каждый зафиксированный жест апсары несет в себе определенное значение, из них складывается целая история, которую могут понять лишь «посвященные» в премудрости языка кхмерских танцев (танцы Камбоджи). Малейшее изменение положения пальцев - и значение танцевального слова меняется.
Например, плотно сжатые четыре пальца руки и большой палец, прикасающийся к основанию указательного, означает торжество победы. Но если танцовщица отводит большой палец в сторону, – это значит «молитва».
Постичь все премудрости камбоджийского танца – задача не из простых. Танцовщиц в Камбодже готовят в специальных институтах, и обучение может составить 10 и более лет.
Девочки тренируются с самого детства, чтобы стать величественными танцовщицами апсарами и символами идеальной женской красоты.
История танцевальных костюмов
Танец апсары – воплощение женского начала, поэтому несет в себе характер эротичности, соблазна. В древние времена танцы были храмовыми, именно поэтому образ апсары можно увидеть на стенах почти каждого древнего храма Камбоджи. Застывшие в искусных движениях танца, изображены апсары, ни одна из них не похожа на другую: разные выражение лица, поворот головы, постановка рук, разнообразные изысканные украшения.
Апсары во времена королей пользовались привилегиями и содержались при дворе. И в храмах, и в королевском дворце они долгое время исполняли свой экзотический танец топлес, так они и запечатлены на фресках и лепнинах храмов. Но в 19 столетии Франция колонизировала Камбоджу и начала бороться за нравственность, с тех пор апсары танцуют свой танец в расшитом золотом одеянии, похожем на индийскую сари. Не обошлось и без влияния Китая: появились приподнятые остроконечные украшения на плечах танцовщиц. Обязательное украшение апсары – золотой головной убор.
Красочный сверкающий наряд, яркий искусный макияж, длинные ухоженные ногти – все это неотъемлемая часть образа небесной нимфы.
Где сегодня найти небесных нимф
Танец апсар претерпел жестокие репрессии и мог быть забыт и утерян, но, к счастью, этого не случилось. Тяжелые времена переживали танцовщицы с приходом к власти
Камбоджа становится модной туристической целью для любителей экзотики. Те, кто решается на знакомство с культурой Камбоджи, не упускают шанс полюбоваться на танцующих апсар и попробовать постичь язык их танца.
Исполнительница танца апсары сегодня востребованная и хорошо оплачиваемая профессия в Камбодже. Но чтобы стать действительно искусной танцовщицей, добиться совершенства и изящества небесной нимфы, нужно много трудиться, с самого детства постоянно заниматься разработкой суставов рук и ног, растяжкой сухожилий пальцев. Движения, которые так просто удается зафиксировать в танце апсаре, кажутся неподвластными простому человеку. Может быть, поэтому танцовщиц принято считать полубожествами, небесными нимфами?
Текст: Елена Бредис.