Подростковый период — один из самых трудных в жизни, полный проблем с самим собой и окружающим миром. Неудивительно, что у тех ребят, кто с самого детства занимается танцами, в это время наступает кризис. Тот же подростковый протест иногда приводит в танцы ребят, которые никогда ими не занимались. Сопровождается все это скандалами дома, неуступчивостью, максимализмом, крайностями. Вот некоторые признаки танцевального бунта: рассеянность, поиск предлогов, чтобы не идти на тренировку, вялость, апатия, частые опоздания, плохое поведение, прогуливание и посещение занятий, не понятных родителям. По сути, здесь только одна проблема: смена интересов. Любой подросток ищет себя.
Самая волнующая родителей и преподавателей тема: талантливый, почти состоявшийся танцор, бросает занятия, так и не начав танцевальную карьеру, которую ему прочили. Огромное количество мам обсуждают на форумах именно эту проблему:
«Моя дочь танцевала в ансамбле народного танца, которому уже 50 лет. Пришли мы в 5 лет и благополучно оттанцевали 7 лет, а потом - ВСЁ, «не хочу, не пойду, достали эти танцы». И не только ее, все девчонки-ровесницы говорили так же, выискивая любой предлог, чтобы пропустить занятия. Руководитель коллектива — заслуженный педагог РФ, преподает больше 30 лет, говорит, что такое было всегда. Дорастают до определенного возраста и бросают ходить».
Многие, в том числе и родители, привыкли сваливать всю ответственность за танцевальное будущее на плечи преподавателей: скучные постановки, мало внимания и т.д. Но именно родителям стоит в первую очередь подумать о своем восприятии увлечения подростка танцами:
«Зачем я буду выкидывать столько денег на постановки и костюмы, если великой танцовщицей моя дочь не станет. Лучше пусть английский учит — больше пригодится».
Выходит, что если так рассуждают родители, то и подросток будет так считать и уже никаким образом не докажешь, какое развитие дают танцы и соревнования. Поэтому в подростковом возрасте, больше, чем когда-либо, необходимо подключать родителей, одному руководителю коллектива с этим не справиться.
Поддержка родителей — самое необходимое «лекарство» при танцевальном бунте. Конечно, заставлять подростка ходить на тренировки и ставить ультиматумы — малоэффективно. Но важно понять, почему юный танцор отказывается от занятий. Затем следует разобраться, окончательное ли это решение, или просто «передышка».
Иногда протест обусловлен подростковыми комплексами (внезапный страх перед сценой, недовольство своим телом). Тогда за танцора необходимо бороться: разговаривать, мотивировать, поощрять и слышать самого подростка.
Чаще причиной новых интересов становится гипер-потребность в общении со сверстниками, потому что именно так формируется социальная личность подростка. Как совместить танцы и потребность в друзьях? Нужно обратить внимание танцора на очевидные преимущества танцев:
«Теперь они едут на соревнования не просто танцевать и соревноваться, а знакомиться с новыми друзьями, путешествовать (после каждого такого выезда контакты пополняются новыми друзьями), на тренировках общение приветствуется, как и обсуждение их новых увлечений, проблем и т.д. Даем возможность им самостоятельно выбирать постановки, смешиваем современные стили танца с востоком (чтобы им было интересней), руководитель дает самостоятельные работы над постановками…».
Возможно, все еще проще, и подросток вовсе не собирается бросать танцы, но тот стиль, в котором он развивался, больше ему не подходит: не модный, не соответствует характеру, не дает возможности самовыражения. В таком случае родителям стоит как минимум с пониманием отнестись к этому, а еще лучше — помочь с выбором нового танцевального направления:
«Мы просто сменили народные танцы на восточные, и проблема была решена. Дочке нравится, а в тот коллектив желания вернуться нет, но на отдельные постановки она смотрит с некоторой грустью, что уже не удастся их станцевать».
Подростков часто привлекают эпатажные танцы, им важно отличаться и от детей, и от взрослых абсолютно всем. Они используют в речи свой сленг, выбирают вызывающую хореографию. Бесспорный тренд — уличные и современные танцы, в их разнообразии можно утонуть. Если ваш ребенок выбирает «непонятные танцы», мы предлагаем прочитать письмо пятнадцатилетней девочки от лица своей мамы. Письмо написано дочерью к вебинару для родителей и подростков и посвящено проблеме ее чрезмерным увлечением танцами.
«Многие думают, что, выбирая увлечения, дети убивают свободное время. Но они думают по-другому и часто считают, что тратить время на учебу — просто ужасная потеря времени. Так же важно не совершить глупость: нельзя говорить, что твое занятие — это просто мимолетное увлечение. Можно сильно оскорбить вашего ребенка. Он будет считать, что вам совершенно все равно. А ведь детям нужна поддержка с вашей стороны».
Полная версия:
Так как же преодолеть танцевальный бунт? В первую очередь, принять тот факт, что подросток уже не ребенок, просто запретить что-то скорее всего не получится. Поэтому в любой ситуации самое важное — понять. Ну а если есть понимание — легче помочь. Например, вместе посмотреть танцевальное шоу по молодежному каналу или сходить на интересный мастер-класс по танцам. Все всегда индивидуально, но разговаривать с танцующими подростками надо, независимо от того, хотят ли они бросить надоевший стиль или впервые пробуют себя в танцах. Причем разговаривать так, чтобы бунтующий танцор не смог сказать, что вы в этом ничего не понимаете.
Текст: Елена Бредис