В большинстве случаев описание костюма для фламенко звучит как-то так: «традиционное платье до пола, часто из разноцветного материала в горошек, со множеством воланов». Почему в горошек? Почему до пола? Почему воланы? WLD решили найти ответы.
Музыкой, танцем и костюмом фламенко обязано испанским цыганам. В столице Андалусии, Севилье, каждой весной открывалась ярмарка, где народ обменивался лошадьми, смотрел друг на друга и перенимал не только опыт, но и моду. Кто продавал лошадей? Кто развлекал публику песнями и танцами? Цыгане. Через века им удалось сохранить не только свое музыкальное и танцевальное наследие, но и костюм.
Существует несколько вариантов костюма байлаор.
Traje de gitana, что в переводе означает «цыганский костюм», — это та самая широкая юбка в пол со множеством оборок, которую можно увидеть на большинстве танцовщиц фламенко. Как можно догадаться, ее прообраз — длинные цветастые юбки цыганок, надетая одна на другую, поскольку цыгане народ кочевой и носить с собой чемоданы с одеждой было не в их стиле. Одну юбку они могли подвязать в виде штанишек, чтобы не было холодно, другую подвязывали наверх, чтобы было удобно двигаться, третью использовали в качестве переноски для младенца. Со временем мода изменилась и теперь все чаще можно увидеть другой вариант кроя костюма для фламенко: платье - рыбка, но многослойность сохранилась и в этом костюме.
Вместе с их танцем и музыкой люди переняли манеру одеваться. «Танцовщицы фламенко используют разные фасоны юбок. Дело вкуса, — рассказывает Елена Ловикова, ученица Габриэлы Гутарры, преподаватель и танцовщица фламенко, одна из солисток группы Lo Nuestro. — Юбка длинная, может быть с большим количеством воланов, это красиво, но не очень удобно, потому что такая юбка тяжелая и начинающей танцовщице будет сложно справиться с ней. Если юбка слишком узкая — это красиво, но она стесняет движения и ограничивает возможности танцовщицы. Слишком короткая — некрасиво, слишком длинная — неудобно, можно наступить на нее. Удобнее всего юбки из плотного трикотажа, облегающие бедра и расширенные от колена или от середины бедра. Цвета могут быть разные, некоторые танцы традиционно танцуют в темном, а в других можно сочетать любые яркие цвета. Также для создания образа используют шали, гребни, серьги, бусы и, конечно, розы и гвоздики в волосах».
Здесь, кстати, и покоятся корни «горошка» и «мелкого цветочка» — именно такие расцветки использовались цыганами для пошива одежды.
Другой вариант костюма для фламенко — bata de cola — юбка со шлейфом или, как ее часто называют, с хвостиком. Такие стили, как алегриас, гуахиру, солеа, сигирийю, танцуют в ней. Реже тангос, фанданго. Обычно не танцуют с батой фарруку. Даже мужчины успели примерить на себя бату, но об этом в другой раз.
Своим рождением это сценическое платье для фламенко также обязано цыганкам с их множеством юбок, любовью к воланам и танцам.
«Аэродинамика зависит от формы юбки. Бата не должна быть очень широкой, — говорит Анастасия Баскакова, танцовщица, преподаватель фламенко-школы «Феерия». — И должна быть достаточно тяжелой, чтобы ложиться туда, куда ее отправляет танцор, не схлопываться. Чтобы добиться нужного веса, следует подобрать сочетание плотности ткани, ширины воланов и их количества».
«Бата требует выворотности бедер, — продолжает Анастасия. — В статичных позах бата удерживается ногой позади корпуса и чуть сбоку от него, согнутая в колене нога отведена назад (это низкий атитюд — танцевальная позиция). Также нужны крепкие ноги и колени, так как в бате танцуют в плие, немного присев. И нужна очень хорошая спина — опасно прогибаться в пояснице, нужно уметь удерживать спину ровной, несмотря на активную работу бедер».
Чтобы научиться управлять батой (перекидывать ее с места на место), танцор проходит обучение. Это может быть мастер-класс на 5-7 дней либо курс на несколько месяцев. Большинство русских танцоров едут учиться в Испанию к носителям стиля. По мнению профессионалов, научиться базе можно за месяц, хорошо владеть батой — уже через год.
Лучше всего проходить такой курс не с нуля. Имея представления о фламенко, зная, как ставятся руки и корпус, вы будете уверенней овладевать навыком. К тому же бата должна украшать вас, а не вы ее.
С чего бы вы не начали свое изучение фламенко — с музыки или танца, рано или поздно вы придете к выбору костюма. Учитывая сложность выкройки правильной баты, многие танцоры заказывают ее через Интернет в Испании. В России их также шьют. Тут, знаете ли, дело вкуса, цены и качества. Желаем вам вдохновения на уроках!
Костюмы для фламенко примеряла Екатерина Перминова.