Эксклюзивное интервью с хореографом Мадонны
«После Мадонны было бы сложно работать еще с кем-либо, она дает тебе лучшие условия».
Яман Окур — знаменитый b-boy, танцор и хореограф мирового тура Мадонны «Sticky&Sweet Tour». Этой весной Яман специально приехал в Москву в рамках проекта Drive Dance, чтобы научить всех желающих танцевать в своем стиле. Две недели участники проекта с удовольствием работали в зале с брутальным красавцем и выкладывали в инстаграм счастливые фотографии с хэштегом #drivedance. Эксклюзивно для WLD Яман поделился впечатлениями о победе на конкурсе Juste Debout, рассказал, как чуть не пропустил кастинг в шоу Мадонны, и признался в любви к своей девушке.
- Победитель Battle Of The Year 2001
- Чемпион мира по b-boying
- 1 место на Juste Debout 2007
- 3 место на шоу талантов «La France a un incredible talent» 2010
- Один из основателей команды «Pro Phenomen» (победители Dance Delight в 2009 и Hip-Hop International в 2010)
- Хореограф Мадонны и один из постановщиков шоу «Sticky&Sweet Tour» и «The MDNA Tour»
- Хореограф шоу KURIOS – Cabinet of Curiosities для Цирка дю Солей
WLD: Яман, это не первый твой визит в Россию. Что ты знаешь о нашей стране и о наших танцорах?
Y.O.: В России я в третий раз, до этого я бывал здесь во время тура. На проекте я преподаю в основном новичкам, хотя обычно работаю с профессиональными танцорами. Но здесь все иначе — у тебя есть всего лишь час времени. Для меня это довольно сложно, ведь нужно следить за тем, чтобы они успевали учить танец, но при этом им должно быть весело! Мне интересно менять хореографию под новичков и следить за тем, чтобы у них все получалось! Я танцую брейкданс и знаю действительно талантливых и креативных ребят из России, я видел их на разных баттлах и могу сказать, что у них достойный уровень! Также я знаю, что у вас есть хорошие хаус- и хип-хоп-танцоры. Поп-культура в России прогрессирует, растет и уровень танцоров. Они очень трудолюбивые, это видно по их танцу, и они любят то, чем занимаются.
WLD: Ты танцор, хореограф и преподаватель. Можешь сказать, в процентном соотношении, насколько ты танцор, хореограф и преподаватель? И что ты любишь больше всего?
Y.O.: На 70% я — однозначно танцор и перформер, на 20% — хореограф и всего на 10% — преподаватель. Я не так много преподаю, честно говоря, это не то, что я люблю делать. Но в этот раз я получил удовольствие, для меня эти классы стали вызовом, студенты хорошо отзываются, так что я доволен! Мне нравится ставить номера, но больше всего я люблю танцевать и выступать.
WLD: Несколько лет назад ты выиграл конкурс Juste Debout. В мире проводят большое количество чемпионатов, танцевальных шоу и шоу талантов. Каково твое отношение к таким конкурсам, нужны ли они?
Y.O.: Да, конечно! Каждый год миру открываются новые танцоры, и даже если они не побеждают, люди узнают о них, начинают приглашать на мастер-классы по всему миру. Такая же история и с шоу талантов. Я стал победителем одного такого шоу во Франции, после чего получил много предложений по работе. Главное — идти туда с соответствующим настроем: нужно делать именно то, что хочешь сделать. Не стоит притворяться кем-то другим. Главное — быть собой, а твой танец должен быть идеальным. Ну, или близким к совершенству.
WLD: Ты стал главным хореографом нового шоу Цирка дю Солей «Kurios». Насколько сложным был этот опыт?
Y.O.: Было трудно, мне пришлось работать с артистами цирка, а не танцорами — они ничего не смыслят в танцах. Но в целом я не учил их танцевать, наша задача была научить их двигаться определенным образом. Например, как рыба или сиамские близнецы. Для меня это был новый опыт, но он стал бесценным и очень интересным. Постановку хореографии мы делали в Монреале в течение трех месяцев, но потом мне нужно было уехать, так что премьеру я пропустил. Но, конечно, я обязательно схожу на шоу, чтобы посмотреть на результат!
WLD: На сцене и в танце ты очень серьезный, иногда даже брутальный. В жизни, как оказалось, совсем другой. Почему ты выбрал именно этот образ для выступлений?
Y.O.: Ну, конечно же, все относительно (смеется). Артисты и хореографы, с которыми я работаю, часто просят меня быть именно таким на сцене. Так что нужно играть роль. Но даже в жизни я знаю, что выгляжу очень брутальным. Внутри я другой. Если надо, я буду таким, но вообще я очень чувствительный и открытый человек.
WLD: Ты следишь за модой? Мы слышали, что ты также занимаешься дизайном одежды.
Y.O.: Да, я сотрудничаю с одним брендом, и людям нравится. Это пока одежда для простых людей, но в планах сделать более серьезный проект. Мне нравится мода, я слежу за новинками, всегда стараюсь найти какие-то интересные штуки. А еще я пробовал делать дизайн для велосипедов.
WLD: Какая музыка тебе нравится? Есть ли треки, под которые ты тренируешься в зале?
Y.O.: В целом мне нравится хаус, хип-хоп и классическая музыка. Люблю Jay Dee, он был очень талантливым человеком. Но вообще я слушаю разное. В спортзале я занимаюсь в зависимости от настроения, а не под какой-то трек. Под музыку я танцую, на уроке или в клубе. Очень люблю клубы, ведь я вырос в этой культуре — я из Парижа, и именно так научился танцевать.
WLD: Когда видишь твои фотографии, удивляешься великолепному прессу! Девушки в восторге! Тренируешься каждый день? В чем секрет?
Y.O.: Нет никакого секрета (улыбается), все зависит от того, что ты ешь. Накачать пресс несложно, самое сложное — правильно питаться. Я не ем жирное и соленое, не делаю перекусы. На завтрак съедаю большое количество протеинов и пью много воды. Люблю здоровое питание, так что вы не увидите меня с сэндвичем из Макдональдса. Но, конечно, и тренируюсь регулярно. Вообще, у всех брейкдансеров отличное тело, мы же все время поднимаем свое тело, используя мускулатуру. Мы встаем на руки, даже не задумываясь, мы же просто танцуем. Так что лучшая тренировка — это b-boying, я занимаюсь этим уже 20 лет!
WLD: То есть, если девушка хочет такой же пресс, как у тебя, надо идти в брейкданс?
Y.O.: Нет, нужно правильно питаться! (смеется)
WLD: Ты долгое время работал танцором и хореографом у Мадонны. Могло быть такое, что ты пропустил бы кастинг?
Y.O.: На первый кастинг для ее мирового тура Sticky&Sweet я попал совершенно случайно. В воскресенье вечером мне пришло смс о том, что во вторник утром будет кастинг. В ночь с понедельника на вторник у меня был самолет, так что все решилось в последний момент, и я пошел вместе со своей девушкой (Emilie Capel). У меня не было ни фото, ни резюме, ни рекомендательного письма, ничего. Я станцевал и им понравилось, мы сработались, а потом меня позвали ставить уже само шоу. Также получилось и у Эмили, и мы ставили номера вместе.
Это было идеальное стечение обстоятельств: удача, талант и то, что мы оказались в нужное время в нужном месте.
WLD: К чему стоит готовиться хореографу, работая с такой большой звездой, как Мадонна?
Y.O.: Нужно быть готовым работать. Если нужно — работать круглосуточно. Она полностью отдается процессу, она большой трудоголик. И тебе нужно быть готовым успевать за ней, иметь выносливость, дыхание и выдержку. Это вам не шутки!
WLD: Каким образом танцоры готовятся к мировому турне? Вы репетируете каждый день?
Y.O.: О, да! А иногда и по 8, 10 и даже 12 часов в день. Нужно быть морально и физически очень сильным! Но несмотря на то, что мы много путешествуем, у нас есть время и на отдых. Иногда мы осматриваем города, в которых бываем, ходим на вечеринки, всегда хорошо питаемся. Это так здорово: ты путешествуешь по миру, встречаешь разных людей, для меня это лучшая школа!
WLD: Возвращаясь к Мадонне, хочется спросить, как проходят репетиции и вообще процесс создания номера? Отличается ли он от работы с обычными людьми? Насколько ты ограничен в своих идеях?
Y.O.: О, она всегда открыта новым идеям от танцоров. Никогда не кричит, но всегда предельно точно знает, чего хочет. Хореографу это очень помогает, ведь если ты предложишь что-то не то, она всегда тебе подскажет, причем сделает это спокойно. С ней очень легко работать. А когда ты один из ее танцоров, ты постоянно чувствуешь ее поддержку и уважение. Она делает тебя лучше, направляет к тому, чтобы ты стал лучше, даже не говоря тебе об этом!
WLD: Допустим, вышла новая песня и тебе нужно поставить танец. Кто решает, что делать — Мадонна или идею предлагаешь ты?
Y.O.: Сперва всегда обсуждается идея, которую мы должны развивать в номере. Если идею предлагает Мадонна, мы будем развивать ее. Но иногда мы сами что-то придумываем, и она одобряет. Это очень помогает.
WLD: Как ты считаешь, твоя танцевальная карьера удалась или есть еще горизонты, которые хочется покорить?
Y.O.: Как танцор я добрался до вершины. Я сделал себе действительно очень успешную танцевальную карьеру, снимаю видео, начал работать актером, о чем всегда мечтал. Конечно, я продолжаю танцевать, но это уже ради удовольствия, а не ради профессии. Всегда мечтал поработать со звездой, и я сделал это с Мадонной, даже дважды.
WLD: Есть ли артист, с которым ты хотел бы поработать?
Y.O.: Нет. Я думаю, после Мадонны было бы сложно работать еще с кем-либо, потому что она дает тебе лучшие условия. Не думаю, что стал бы сотрудничать с кем-то еще.
WLD: Расскажи о самом запоминающемся эпизоде в твоей танцевальной карьере. То, что ты будешь помнить всю жизнь.
Y.O.: Наверное, это мое первое появление на ТВ — во Франции. Когда я увидел себя по телевизору, я потерял дар речи, а мама визжала «Мой сын в телевизоре!» За меня даже соседи радовались тогда. Мне было 19 лет, но этот момент я запомнил на всю жизнь! В то время не было интернета, только ТВ, и появиться там было действительно чем-то очень глобальным!
WLD: Твое последнее видео ZIYAN вызывает мурашки на теле. В нем ты танцуешь с Эмили, и кажется, идея видео в том, что ты вспоминаешь, как вы танцевали вместе, но при этом ее больше нет рядом.
Y.O.: Когда ты влюблен, не всегда получается сказать об этом открыто. Иногда просто стесняешься. А однажды может оказаться слишком поздно — и больше никогда не будет шанса признаться этому человеку в любви. Один мой знакомый потерял жену, он безумно ее любил, но никогда ей об этом не говорил. А она просила внимания и самых простых вещей — чтобы он подарил розу или нежно посмотрел на нее. Но в его культуре мужчинам непозволительны такие вещи. Когда она умерла, он был в отчаянии, потому что было поздно что-то изменить. Вот так родилась идея этого видео, эта история действительно тронула меня. Я считаю, что сказать «я люблю тебя» — довольно легко и в то же время невероятно сложно. Но это то, зачем мы живем, чтобы любить и быть любимыми.
WLD: Любовь и танцы. Как эти вещи взаимодействуют в твоей жизни? Они помогают друг другу?
Y.O.: Они неразлучны. Я знаю Эмили с тех пор, когда ей было 14 лет. Она училась в танцевальной школе, а я ходил туда посмотреть на нее. Я бы не смог разделить жизнь с кем-то, кто не имеет отношения к искусству. Даже до Эмили я встречался с танцовщицами или певицами. Эмили — невероятно талантливая, она вдохновляет меня, и поэтому я ее люблю. Мы вдохновляем друг друга, она делает так, что я достигаю таких результатов, гораздо выше моих способностей, и я стараюсь делать то же самое по отношению к ней.
Она — это женская копия меня. ZIYAN не мог быть поставлен с кем-либо еще, именно она помогла мне с хореографией. Я думаю, что нашел свою вторую половинку.
WLD: Мы стремимся показать людям, что танцы могут быть внедрены в различные сферы жизни и культуры. Насколько я знаю, у тебя в этом большой опыт, ты принимал участие во многих коммерческих и благотворительных проектах. Как ты считаешь, каким образом танцы могут помогать развитию культуры страны и самих танцев в этой стране?
Y.O.: Существуют страны, где танцы вообще запрещены. В других же они являются частью культуры. У меня много друзей-танцоров из арабских стран, но их семьи не приемлют танцев, в их восприятии так на жизнь не зарабатывают. Но я считаю, что любая культура может воспринимать танцы, если ты танцуешь от всего сердца и с любовью! Я был в странах, где танцевание — это что-то выходящее за рамки, но мне удалось передать людям свои эмоции, мне удалось показать им, что танцы могут быть трогательными и способны объединять людей. Это не было просто шоу, я показал свою душу, всю страсть и любовь. Если воспринимать это вот так серьезно, это сработает: в благотворительности, флешмобах — где угодно! Все зависит от того, как ты презентуешь это людям. Если просто хочешь показать, насколько ты крут, — люди не воспримут тебя всерьез.
WLD: Какой совет можешь дать начинающим танцорам?
Y.O.: Танцор должен быть любознательным. Я старался пробовать все стили — от контемпорари до латины и хип-хопа. Как только ты усваиваешь основы каждого стиля, ты уже можешь миксовать их и развивать свой собственный танцевальный язык. Конечно, нужно концентрироваться на чем-то одном. Люди меня знают как отличного b-boy, но в то же время они знают, что я могу станцевать еще кучу всего! Танцор должен хотеть познавать разные стили танцев, а не только один.
Интервью подготовила Мария Бреховских.
Фото с официальной страницы Ямана Окур в фейсбук и инстаграм.