Вы уже знаете, что будете делать в октябре? После интервью с Александром Юмашевым и Марией Козловской нам очень хочется в Доминикану. Ведь мы любим бачату! Любят ее и ребята, причем настолько, что сделали своей миссией расширить географические границы аутентичного стиля и показать европейцам, что танцевать можно не только модерн-версию. Для этого они уже четыре года ездят в Доминиканскую республику с группами танцоров и вместе с ними окунаются в атмосферу жизни общества, не знающего, что значит «учиться танцу», поскольку он в их крови. Среди участников этих экспедиций русские и иностранцы.
«В последний раз с нами ездил Демиан — американец доминиканского происхождения. Он выглядел как местный житель, но не знал испанского и традиций республики, у него не складывалось с бачатой. В лагерь Демиан приехал в поиске истории и теперь активно учит язык и наконец-то начал танцевать бачату как доминиканец», — рассказывают ребята о своей весенней поездке.
Вообще все началось зимой. На дворе стоял 2012-й год, а Саша и Маша работали над развитием IT-проекта. Жизнь их вертелась среди высоких технологий, но обоим не хватало вполне земных радостей — тепла и солнца. Поняв, что в Москве делать больше нечего, они купили билеты в Доминиканскую республику. Остаться жить сразу не получилось. Да и работать над интернет-проектом на территории страны казалось не достаточным, захотелось чего-то большего. Тогда ребята вернулись к танцам.
А.Ю.: Танцевали мы всегда и когда решили, что есть много мест, где жить гораздо приятнее по многим параметрам, в том числе и потому что Латинская Америка — родина бачаты, мы выбрали Доминикану. Чтобы танцевать и заниматься серфингом в свободное от работы время.
М.К.: Я танцую с трех лет и когда-то даже стояла перед выбором: изучать нечто фундаментальное или идти развиваться в танцевальную область. Выбрала образование, но с хореографией не расставалась, преподавала клубные танцы. В какой-то момент жизнь привела нас с Сашей в парные социальные танцы, где мы и познакомились. И уже вместе перешли в латину.
WLD: Когда доминиканская бачата стала для вас самостоятельной, не похожей на другие танцы?
А.Ю.: Когда мы приехали в Доминикану со своими поворотами, которые выучили в России, мы не поняли, что происходит на танцполе. Поняли только, что танцуем не то. Начали ездить по фестивалям, изучать интернет, смотреть на разных преподавателей. Обобщили эти знания и снова поехали. Оказалось, опять не то.
М.К.: Решили, что будем изучать танец самостоятельно. Первое время снимали людей в Доминикане, разбирали их движения, шаги. Познакомились с другими методологами бачаты, которые дали нам очень много информации. Со временем вырисовывалась аутентичная бачата. И мы поняли, что Европа не знает о ней, не умеет ее танцевать и даже в глаза не видела оригинальный стиль. Тут-то мы и задумались про лагерь. Хотелось показать Доминикану с другой стороны – ее уклад, сам танец.
WLD: Чем он так сильно отличается?
А.Ю.: Это два разных танца под одну музыку. Доминиканская бачата берет начало в болеро. Здесь больше работы в паре, больше перемещений. Практически отсутствуют узлы и повороты. В разных регионах используют разные базовые шаги — ходят на месте, квадратом, но не из стороны в сторону. В бачате-модерна этот шаг, из стороны в сторону, появился в результате упрощения одного из базовых шагов, чтобы было легче выучить. В целом европейская бачата — скорее наследник сальсы. Узлы и повороты в ней именно оттуда.
М.К.: Доминиканская бачата — комфортный танец без сложных трюков. Есть постоянный контакт в паре и много перемещений, но при этом партнер не заставляет партнершу делать те же трюки, что и он. Никто из танцующих не учился, они просто могут не знать одинаковых движений, поэтому каждый украшает танец по-своему, при этом постоянно взаимодействуя.
WLD: Вы говорите, что преподаватели не видели оригинальный стиль. Тогда что же они дают под «доминиканской бачатой» в России и в Европе?
М.К.: Бачату. На фестивалях, куда съезжаются преподаватели, показан некий модифицированный вариант. Его называют доминиканской бачатой, но на самом деле это нечто среднее между тем, что танцуют в Доминикане, и остальным. Поездив по таким фестивалям и обмениваясь опытом, преподаватели формируют свой стиль и начинают продвигать его в массы, не задумываясь об оригинальном танце.
WLD: Организовать лагерь международного масштаба — дело затратное. Вряд ли вы много на этом зарабатываете. Были ли финансы главной сложностью?
А.Ю.: Для нас это до сих пор нули и даже минусы, о прибыли речи пока не идет, но нам очень хотелось показать миру настоящую бачату, научиться танцевать ее самим и научить других. Это наш наркотик. Деньги второстепенны. Была другая проблема, с преподавателями. В Доминикане этот танец — явление общесоциальное, его не преподают и, следовательно, не изучают.
М.К.: В крупных городах образованное общество до сих пор относится к бачате с прохладой, они предпочитают танцевать меренге, сальсу или сон и очень удивляются, что иностранцы едут к ним учиться именно бачате. Все преподаватели, что есть в Доминикане, — преподаватели сальсы. Когда мы начали искать учителей, то поняли, что отсутствует сама методология или, скажем, база движений. Преподаватели не понимали, что мы от них хотим, и приходилось разбираться вместе. Мы принимали участие в структурировании информации.
WLD: А как проходит сам процесс?
М.К.: Мы живем в аутентичной среде — не в отеле all inclusive, как привыкли русские туристы, а на вилле в обычной доминиканской деревне. Ходим в те же магазины, что и местные жители, на вечеринки в местные клубы. Утром просыпаемся под меренге и бежим на завтрак, потом на классы, потом серфить и купаться или на экскурсии. Занятия проходят всю неделю, а на выходных мы едем на фестиваль или концерт живой музыки. Надо отметить, что в лагере мы также смешиваем стили, чтобы по возвращению в Россию наши ученики не испытывали дискомфорт и могли продемонстрировать полученные знания. Важно знать истоки, но уметь их адаптировать к современности.
WLD: Вы ездите на концерты живой музыки, а слушать музыку в лагере вы учите?
М.К.: Одно из важных отличий: доминиканскую бачату невозможно танцевать, если ты не чувствуешь ритм и не слышишь музыку. Визуально может показаться, что люди топчутся на месте, на деле же идет постоянный диалог танцора с музыкой.
А.Ю.: Поэтому в рамках любых классов есть секция по музыкальности: мы хотим, чтобы ученики различали инструменты, их партии, понимали, что будет происходить дальше. Это особый кайф.
М.К.: Мы учим и показываем, но необходимо практиковаться самому, как и в любом обучающем процессе. Чтобы оценить результат, мы снимаем видео в начале и в конце нашей поездки. У всех разная предрасположенность к танцу, но все без исключения становятся совершенно другими людьми по уровню мастерства.
WLD: А как набираете иностранных учеников?
М.К.: Через фестивали. Когда мы приезжаем туда, наших учеников всегда видно. И иностранцы интересуются, где и что. Им всегда мало и они хотят знать больше.
WLD: Получается, чтобы поехать с вами, нужно хоть что-то уметь?
М.К.: Совсем новичков мы тоже планируем обучать. Пока, конечно, к нам ездят танцоры примерно одного уровня. Или те, кто начал брать уроки, задумав поездку. С другой стороны, в России не танцуют такую бачату, поэтому можно сказать, что все с нуля.
WLD: Конечно, привезти атмосферу в Россию нельзя, а доминиканских преподавателей — зачастую сложно, но вы сами учите других в рамках наших границ?
А.Ю.: Когда мы в Москве, регулярно преподаем на базе одной из школ. Ездим с классами по регионам — рассказываем и показываем, что же такое доминиканская бачата и, кстати, что такое меренге. Его в Европе не понимают тоже, хотя доминиканцы любят этот танец даже больше, чем бачату. Ну а в октябре мы снова все вместе едем в Доминикану в BailaMar Bachata Camp, чтобы вырваться из реальности и попасть в новый мир.
Захотела познакомиться с бачатой Екатерина Перминова.